Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Молитва — основа духовной жизни, и ее оставлять опасно. Почему же? Ведь, не помолившись, человек не впадает тут же в тяжкие грехи. О какой опасности тогда идет речь?

Удивительно, но людям, только пришедшим к вере, святитель Игнатий (Брянчанинов) советует начинать духовную жизнь именно с молитвы. Не с чтения Евангелия или творений святых отцов, не с изучения «Катехизиса» святителя Филарета Дроздова, в котором излагаются азы православной веры, а именно с молитвы, ведь именно она — живая связь с Богом.

Святитель Игнатий говорит, что в мирской жизни человек может быть мудрым, опытным, много чего уметь, но его знания не влияют на возрастание в вере, ведь для этого необходим личный опыт богообщения. Получается, что можно знать Священное Писание и при этом в духовном плане оставаться младенцем.

Чтобы помочь верующим, Православная церковь установила обязательное молитвенное правило: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и началом всякого дела, молитвы для подготовки к Причастию и другие. Цель их — наполнить душу богоугодными мыслями, поддерживать в сознании человека память, что мы постоянно ходим перед Богом.

Порой людей смущает, что они обращаются к Господу не своими словами, а читают готовое правило. Казалось бы, каждый понимает, в чем он грешен, какие у него скорби. Зачем тогда читать молитвословия, составленные пусть и святыми, но другими людьми, у которых были свои проблемы и вопросы к Богу? Например, зачем читать «Псалом 50» святого пророка и царя Давида, если верующий не совершал тех грехов, в которых царь раскаивался, произнося эти полные смирения слова?

Ответ прост. Святые, которые составляли молитвы, были ближе к Богу, чем люди, только начинающие путь борьбы со своими страстями. Корень любого зла, совершенного человеком, — повреждение грехом. Царь Давид отчетливее видел в себе и немощи, и действия Божии, имел правильный настрой, глубокое чувство покаяния, которое отражено в его псалмах. Так же и с другими молитвами. Стоит только вникнуть в них, и начинаешь понимать, что они подходят под любую ситуацию. Возьмем, например, спортсмена. Он не говорит тренеру: «Что учишь меня, как бить по мячу. Я и сам умею!» Но он внимательно слушает тренера и отрабатывает различные приемы. Так и мы каждый день, читая молитвенное правило, впитываем опыт борьбы с грехом, оставленный нам святыми отцами.

Важно, чтобы молитвенное правило было регулярным, а значит, оно должно быть по силам человеку. Некоторые святые подчеркивали, что основа молитвенного правила — утренние и вечерние молитвы. Остальное — чтение Псалтири, канонов, акафистов, тропарей и других молитв — по мере сил и внутреннего состояния. Чтобы не вести расслабленную жизнь, и, напротив, не взять на себя непосильное правило, важно посоветоваться с духовником. Более того, молитвенное правило можно корректировать в разных ситуациях и на разных жизненных этапах, только не оставлять его совсем.

Святой Исаак Сирин пишет, что Господь спросит с человека не за оставление молитвы, а «за последующий оставлению их вход в нас бесов». Они «войдут и затворят двери очей наших», — говорит святой. Тогда бесы уже руководят человеком, заставляя его делать все противное Богу. Это — духовный закон. Нельзя построить жизнь так, чтобы и к Господу не обращаться, и злых духов к себе не подпускать. Поэтому Исаак Сирин замечает: «Не покоряющий воли своей Богу подчинится сопернику своему». Вот почему опасно забывать о молитве.

Злые духи не обязательно сразу заставят совершать тяжкие грехи воровства, прелюбодейства, убийства. Они могут сделать худшее: усыпить бдительность верующего, возбудить в нем хорошее мнение о себе. Человек станет думать, что он благочестивый, праведный, что может обойтись без церкви и молитвы, а на самом деле будет находиться в состоянии бесовской прелести.

Приведу аналогию. Один знакомый рассказывал, что пять раз переносил пневмонию (еще до ситуации с коронавирусом). Вот какую закономерность он заметил: когда чувствуешь себя хорошо, значит, болезнь в тебе капитально прогрессирует. Напротив, если кажется, что стало хуже, значит, организм усиленно борется с недугом, и дело идет на поправку.

Так и здесь: перестав молиться, человек думает, что в духовном плане он не изменился: как и прежде старается исполнять заповеди, творить добро, помогать окружающим, не совершает великих грехов. Если возникла обманчивая мысль, что молиться незачем, — это первый признак опасного духовного состояния.

Молитвы бесы боятся, а без нее человек становится беззащитным, впадает в духовное ослепление, невежество. Он не чувствует, как в нем развиваются греховные страсти. По этой причине «по откровению Свыше, для хранения живота нашего» Церковь и утвердила молитвенное правило.

Очень редко бывает, что молиться легко. Чаще правило дается с большими усилиями, внутренним подвигом, понуждением себя. В такие моменты одолевает мысль: «Ладно, сегодня пропущу, а завтра точно помолюсь». На это нужно решительно себе сказать: «Нет, и сегодня помолюсь, и завтра!» Как мы боимся телесных заболеваний, так же надо бояться и духовных недугов, которые возникнут, если человек будет оставлять правило. Молитва — это нелегкий труд, но без нее мы безоружны, бессильны в духовной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.