Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Объявление
В июне, июле и августе в Детской воскресной школе...
Объявление
По благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы в рамках...
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ! 
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...
  • Мар 23, 2019
  • admin
  • Комментарии к записи Ответственное родительство отключены
  • 138 Просмотров

Ответственное родительство

Какими бы талантами мы ни были наделены, какими бы специальностями мы ни овладевали, есть одна особая профессия, результаты которой влияют на благополучие всех взрослых людей, достижения которой определяют итог всей жизни. Именуется эта профессия родительство.
Благополучное родительство своим основанием имеет евангельские наставления: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» и «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали».
Действительно, христианская религия принесла с собой особое понимание отношений родителей и детей, она утверждает, что истина осуществляется только в милости, а правда сохраняет мир. Мерой всему становятся жертвенная любовь и взаимное служение.
Первым непреложным принципом благополучного родительства является уважение к старшим. Этот принцип включает в себя почтение к отцу и матери, послушание им в нравственных нормах поведения и подчинение им в действиях и поступках. Эта властность необходима родителям для насаждения в детях добрых нравов, укрепления их в полезном и отвращения их от зла.
Родители, находясь во взаимном уважении друг к другу, пробуждают его и у детей. При этом отец особенно строго следит за почтительным отношением к матери, а мать — укрепляет детей в благочестивом послушании отцу.
Вторым принципом благополучного родительства является бережное отношение к младшим. Этот принцип включает в себя заботу о здоровье и безопасности детей, внимание к их просьбам и потребностям, понимание индивидуальных особенностей личности конкретного ребенка. Бережность позволяет родителям разумно управлять развитием детей, раскрывать их личностный потенциал, сохранять и одухотворять нравственную свободу ребенка.
Маленького ребенка эмоционально подавить или психологически сломать очень легко. Но тогда не раскроется тот замысел, который вложил в его душу Господь: физическая сила может исказиться в негативизм и агрессию, чуткость — в инфантилизм и беспомощность, радость — в зависть и уныние.
Два основополагающих принципа благополучного родительства объемлют в себе многие и многие нюансы воспитания, сохраняют преемственность нравственных ценностей от старшего поколения к младшему. Ведь черствые взрослые вырастают не только из тех, о ком не заботились, но и из тех, кого не научили сострадать и жертвовать своим временем, спокойствием, вещами ради ближних. Безответственными родителями становятся не те, о ком не заботились, а кого не научили заботиться о других. Неблагодарными бывают не те люди, кому не дарили внимания, но, чаще всего, кого не научили благодарить за проявленную
к ним заботу и труд, чью зависть и претензии не останавливали с самого раннего детства.
Залогом благополучного родительства является приоритет нравственного воспитания над интеллектуальным и физическим развитием детей. Родителям необходимо погрузить их в духовные и нравственные смыслы жизни родного народа, сформировать их самосознание на основе совести и волевой саморегуляции. Если этого не будет, — напрасен родительский труд по сохранению здоровья, развитию способностей и талантов. Подростки часто совсем не дорожат своим здоровьем. Они могут
экспериментировать в курении, пьянстве, наркомании, беспорядочных сексуальных связях. Занятия спортом, любимые увлечения, успехи в серьёзных науках не всегда могут защитить юношество от порочных соблазнов.
Долгие годы общественное мнение взирало на родительство как на побочный продукт семейной жизни, как на биологическое
воспроизводство народонаселения в государстве. Считалось, что родительство это то, что получается само собою, чему не надо учиться, на что «много ума не надо». Но с уничтожением религиозных традиций в нашей стране, попранием нравственных норм и правил взаимоотношений старших и младших поколений мы столкнулись с серьёзными проблемами в семейном воспитании.
Рост социальных сирот и детей-бродяг превысил все мыслимые и немыслимые показатели. Дома престарелых переполнены старыми и больными людьми, брошенными своими взрослыми детьми. Сильные и здоровые подростки порой добывают средства себе на жизнь не трудом, а обманом, разбоем и воровством, зачастую у беззащитных пенсионеров и стариков.
Нам необходимо вглядеться в традиции православного воспитания, с тем чтобы разобраться, каким должно быть благополучное родительство. Как избежать родительской трагедии и воспитывать детей так, чтобы они не становились преступниками, детоубийцами, жестокими к пожилым и беспомощным людям. Нравственный уровень культуры народа всегда определялся не научно-техническими достижениями, а отношением в обществе к стариками и детям.
Дети и родители друг без друга не существуют. Потому они так нужны друг другу. Чтобы человеку познать полноту жизни, радость и любовь, ему необходимо родить, воспитать и поставить на крыло своих детей. Чтобы вырасти младенцу сильным, ему нужны родительская ласка и нежность. Чтобы стать малышу умелым, ему необходимы родительская помощь и поддержка. Чтобы стать юноше разумным, ему нужен совет мудрого старшего. Чтобы встретить достойную старость нужно состояться в благополучном родительстве.
Великая тайна детско-родительских отношений заключается в том, что родители помогают детям войти в этот мир, а дети помогают родителям перейти в мир иной. И то и другое — жертвенный труд.
Родители пекутся о счастливом детстве своего потомства, а дети радеют о достойной старости своих родителей. В этой сердечной заботе живёт взаимная любовь.

 

Радость ожидания

В то время, когда мы еще не могли видеть своих родителей, они уже общались с нами, радостно ожидая появления на свет своего малыша.
Сколько нежной трепетности испытывали они к еще не рождённому ребёнку и задавались вопросами: кто он? как мы его воспитаем? сможем ли уберечь от дурного? кем он вырастет? как согреет нашу старость?
С давних времен на Руси беременную женщину называли непраздной. Этим словом в православном обществе подчеркивалась социальная значимость женщины в жизни государства. Рождение и воспитание детей почиталось благородным трудом на благо Отечества.
Ожидание рождения ребёнка в каждой семье воспринималось
как Божье благословение и сформировало культуру родительства. В менталитете православного народа всегда хранилось знание о том, что родительство начинается не с рождения ребёнка, а с момента его зачатия. Непреложной истиной ответственного родительства было понимание того, что зачатие здорового потомства возможно только в
законном браке, на благословлённом супружеском ложе.
Культура ожидания ребенка имеет духовный, социальный и психологический аспекты.
Духовная составляющая культуры ожидания ребёнка выражается в благоговейном наблюдении за тайной зарождения и развития новой жизни; в благодарении Бога за дарованную свыше возможность родительства; в молитвенном обращении к Богу, к Матери Божьей и святым угодникам; в участии беременной женщины в церковных Таинствах.
Социальная составляющая культуры ожидания ребёнка определяет нормы поведения людей в обществе: почтение и уважение к состоянию беременности; помощь и поддержка непраздной женщине в различных житейских ситуациях; материальное содержание будущей матери; социальное осуждение недостойного (девиантного) поведения женщины во время беременности.
Психологическая составляющая культуры ожидания ребёнка включает в себя: хранение душевного мира и физической чистоты
будущей матери; создание атмосферы искренней любви и трепетной заботы; окружение жизни беременной женщины красотой и вниманием; ограждение будущей матери от негативных впечатлений.
Пренатальная психология изучает влияние состояния беременной женщины на внутриутробное развитие плода. Особенности поведения будущей матери закладывают основы психики ребёнка: тип его темперамента, скорость и гибкость мышления, силу проявленности его способностей, меру волевой активности. Современные учёные утверждают, что для полноценного внутриутробного развития ребёнку необходимо общение не в диаде с матерью, а в триаде — с матерью и отцом. Он реагирует на голос отца, может менять своё положение в утробе матери, покачиваться и переворачиваться. Если беременная женщина раздражительна и подавлена, часто плачет и мало радуется, то младенец рождается ослабленным. Поэтому только радостное ожидание матерью своего дитя формирует нормальную психику и крепкое здоровье ребёнка.
В православной культуре ожидание и рождение детей является нормой благочестивой семейной жизни. Само рождение детей в законном браке есть выражение полноты отношений мужчины и женщины. Появление ребёнка рассматривается как богоустановленное творческое действие, так как любой человек творится по образу Самого Бога. Сам процесс зачатия и рождения людей сопровождается творческим действием Бога-Художника, благодаря чему становится возможным рождение новой жизни, особого мира, новой личности. Рождение плода любви превращает двоицу в троицу, давая возможность еще полнее отобразить любовь божественную в любви человеческой.
Потеря в обществе должного отношения к чадородию привела к оскудению родительства, безнравственности и сексуальной вседозволенности, к девиантному материнству. Всё чаще нам становятся известны случаи об оставленных в родильных домах детях; выкинутых,но чудом выживших новорожденных; заражённых венерическими болезнями еще в утробе матери младенцах. Курение, наркомания и употребление алкоголя в период беременности стало в нашем обществе почти рядовым явлением.

Признаки формирования девиантного материнства
— отсутствие идеала материнства в молодёжной среде; добрачная потеря девственности; 
— беспорядочные половые связи; 
— ненормативная лексика;
— домогательства сексуальной близости;
— наркомания; 
— проституция.

Девиантное материнство обусловлено также сексуальной одержимостью и деградацией эмоциональной сферы определённой части юношей. Не имея позитивной системы духовных ценностей и правильного понимания особенностей проявления энергии пола и движений эроса, они воспринимают девушек как объект похотливых влечений. Насаждаемая средствами массовой информации половая распущенность порождает потребность в пошлости, хамстве, нецензурной брани, оскверняющей само зачатие и деторождение человека.
Физическая чистота признаётся всеми мировыми религиями ценнейшим подспорьем для жизненного расцвета личности, является для человека величайшим благом, источником духовной силы и крепости.
Сегодня слишком часто случается так, что девушки и юноши не ценят чистоту в добрачных отношениях. Для них блуд стал нормой. Но закономерно и то, что следствием нецеломудренных отношений будут разочарование в любви, горечь обиды и отчаяние.
Православная традиция не оставляет оступившихся без помощи.
Через Таинство покаяния можно обрести силы преодоления греховных влечений и встать на путь добропорядочной жизни.
Радостное ожидание ребёнка в браке открывает супругам новые духовные горизонты: материнство является живой дверью, сквозь которую человечество при содействии Божьем проходит путь из небытия в бытие.