Грешный человек, со своими немощами, эгоизмом, самолюбием, нарциссизмом, эгоцентризмом, самолюбованием, ревностью и недовольством. Вот что у меня есть. И это не таланты, а раны. Реальные раны, реальная картина – как открыть и сохранить свой талант и почему все наши уникальные способности на самом деле нужны для единства – рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
А вот еще один способ сохранить свой дар: понять, для чего он у тебя есть. Наш Господь стоит за всем, что мы имеем, и важно это понимать. Как и то, для чего Он дает нам то или другое. Для самих нас? Нет. Для того, чтобы мы делились с другими. То есть мой талант, мое благо не принадлежит одному мне. Господь дал мне это, чтобы я жил вместе с моими братьями. И тебе Он дал что-то, чтобы ты делился со мной. Например, ты пишешь прекрасные иконы. А у меня получается хорошо говорить. И Господь говорит мне:
– Ты будешь беседовать с людьми.
А тебе:
– Будешь писать иконы, Мой лик.
А кому-то еще:
– Ты будешь учить детей.
Или:
– Будешь монахом – жить в монастыре, трудиться на земле и молиться за весь мир!
У Господа множество даров. Они разнообразны, но ни одного из них не достаточно, чтобы жить отдельно от других. Мы все нуждаемся друг в друге.
Вот сейчас я беседую с вами. Но в какой-то момент захочу есть. Не могу же я питаться словами! Говорю, говорю, а затем и проголодаюсь. Что же мне делать? Я никогда не работал с землей, не засевал поле, я понятия не имею, что такое огород – никогда этим не занимался. А ты выращиваешь овощи, ты – развозишь эти овощи по магазинам, ты – ремонтируешь дороги, по которым развозят по магазинам овощи. Таким образом наши таланты дополняют друг друга, и каждый из нас помогает другому – я умею одно, ты – другое, но твой талант (выращивать овощи) мне очень нужен.
Я делюсь тем, что умею, и ты делишься. Так и получается единство. И очень важно чувствовать это единство, понимать, что именно в нем – смысл любого дара: в общении с другими, быть вместе. Апостол Павел говорит, что мы – одно тело, части одного тела. Поэтому мы нужны друг другу.
Например, руке, чтобы функционировать нормально, нужна нога. Если мы хотим купить что-то (с помощью рук), то идем в магазин (ногами). Но одних ног будет недостаточно: да, они ведут нас в магазин, но чтобы сделать покупки, необходимы руки, которыми мы берем, что нужно. А еще никак не обойтись без глаз – нужно видеть, что ты покупаешь; и уши – чтобы слышать информацию. И кто скажет, что одно здесь нужно, а без другого можно обойтись?
Так и мы, люди. Все мы – нужные, в частности, ты – очень нужный. Вот так следует относиться к своим талантам и способностям. Они дают нам возможность быть вместе друг с другом.
Один человек как-то подошел ко мне после Литургии и сказал:
– Какая прекрасная была у вас служба! Мне очень понравилось.
Я ответил:
– Служба была прекрасной, потому что ты молился вместе с нами! Вместе с певчими, народом, вместе со мной – и мы все молились вместе с тобой. Это была не моя Литургия, а наша. Ты вложил в нее свои чувства – свою любовь, боль, страдания, свое сердце. А я совершал Литургию руками, голосом – то есть с помощью своего тела. Вот так, вместе, мы и служили Литургию.
Как-то мне довелось служить в одном храме, где было так хорошо, что все время хотелось благодарить Бога и за молящихся, чьи молитвы ты ощущаешь, и за хор, который звучал торжественно, стройно и при этом благолепно и смиренно. Во время этой службы во всем чувствовался баланс. Никаких крайностей, никакой спешки. Мера во всем. «Как хорошо!» – думал я.
Все мы нужны друг другу. Что бы я делал, к примеру, без алтарника? «Подумаешь, должность! – скажешь ты. – Ничего сложного: насыпаешь ладан, греешь воду, готовишь теплоту, режешь просфоры…» Да, но как бы я один делал все это без алтарника? Вот почему я говорю ему:
– Ты мне очень нужен!
А он в ответ:
– И ты мне нужен. Без тебя не будет Литургии.
– Да, но и без тебя – тоже!
– Только не будем сейчас выяснять отношения.
– Нет, давай-ка повыясняем! С любовью…
Такое вот «любовное» препирательство говорит о том, что и ты мне нужен, и я тебе. И как тебе кажется, что я главнее, так и мне кажется, что главнее – ты. А Господь смотрит на нас и радуется:
– Молодцы, поняли смысл жизни! Поняли, для чего Я устраиваю такое разнообразие!
Разнообразие необходимо для достижения гармонии, говорит Христос. Так образуется единство – единство душ, характеров, духа. Ведь если бы Господь одарил всем только одного человека, все бы ему завидовали: как же, у него есть всё, а у нас – ничего!
Нет человека, у которого бы было всё. И нет человека, у которого не было бы ничего. У каждого есть что-то. И все мы нужны друг другу.
Об этом быстро забываешь, приходится постоянно себе напоминать – ведь так легко начать отождествлять свой талант с самим собой, думая, что раз Бог дал это тебе, значит, это – ты, твоя «роль» в этом мире. Как бы это объяснить получше… Вот, представь себе актера, которому приходится играть самые разные роли в кино или на сцене. Сыграл он, к примеру, царя, или какую-то известную личность, какого-то великого ученого, врача, изобретателя. И вот идет он по улице, а навстречу ему человек, узнаёт его и кричит:
– Это же вы – доктор из того фильма!
И представь, как этот актер вдруг забывает, что на самом деле он только сыграл доктора. Забывает, что не он – доктор, а доктор – его роль, которую ему дали в фильме. И начинает самодовольно кивать: «Да-да, я прекрасный врач!..»
Так и в жизни. Я не хочу сказать, что мы постоянно обманываем друг друга, нет. Я привел такой пример, чтобы показать: то, чем ты обладаешь, – на самом деле тебе не принадлежит, помни об этом. Не приписывай себе свои таланты.
Хорошо, если каждый из нас задастся таким вопросом: «Использую ли я то, что имею, для общего блага? Делюсь ли со всеми или приписываю все достоинства одному себе, кичась своими талантами?
Что мы, в сущности, из себя представляем? Если хорошенько задумаешься над этим, то поймешь, что ты – самый обычный, совсем незначительный человек. Мытарь, говорящий: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Грешный человек, со своими немощами, эгоизмом, самолюбием, нарциссизмом, эгоцентризмом, самолюбованием, ревностью и недовольством. Вот что у меня есть. И это не таланты, а раны. Реальные раны, реальная картина. И в первую очередь это касается нас, священников. Очень легко забыть, что то, кем мы являемся, – явная милость Божия, дар Божий.
Вот, к примеру, человек еще вчера, за день до рукоположения, был просто Георгием. И все, кто его знал – близкие, соседи, коллеги, – запросто обращались к нему:
– Привет, Георгий! Как дела?
И вот этого человека, самого обыкновенного, рукополагают. И теперь его знают даже те, кто раньше не знал. Теперь он – в центре внимания, все целуют ему руки, называют отцом Георгием (или отцом Николаем, отцом Анастасием – кого как) и берут благословение. Теперь его – еще недавно такого же, как все – замечают, называют отцом. «Отче, благословите!»
Но если я стану забывать, что люди целуют, по сути, не мою руку, не меня, а – Христа; что им нужен не я, а Христос, – то рискую начать приписывать все это исключительно себе, своему «я».
Где-то я читал, что здесь таится большая опасность для нас, священников. Ряса дает нам большую власть и честь, но мы должны соответствовать этому своей жизнью, высотой души. Необходимо помнить об этом и почаще говорить себе:
– Постой-ка! Кем ты был еще вчера? И кем возомнил себя теперь? То, чем ты обладаешь, предназначено Богу, людям, твоим ближним. Это все не твое. Церковь дала это тебе – для Церкви!
Думаю, ты понимаешь, что все, о чем я сейчас говорю, сводится к одному: любви.
Все наши таланты нужны нам только для того, чтобы развивать в себе любовь. Если дар, который у тебя есть, не делает тебя любящим, отдающим, жертвующим – значит, он не достиг своей цели.
К сожалению. К сожалению – потому что именно для этого тебе его дал Бог!
И Господь говорит:
– Нет, я не для того дал тебе все это. Я одарил тебя, чтобы ты любил!
Помимо любви, будем помнить и о том, о чем я говорил выше: а именно, о единстве. Пусть эти два слова задержатся у вас. Единство со всеми. То есть Господь дает тебе талант, чтобы ты был вместе с другими людьми – не отдельно, а вместе, одним сердцем, одной силой. Это очень важно.
Иногда приходится видеть, как два харизматичных, одаренных супруга берут и разводятся. Он, к примеру, работает бухгалтером – умный, интеллигентный человек; а его молодая жена – музыкант, преподаватель. Такие талантливые, образованные люди – а их способности не объединили их, не привели к единству. И интеллект свой они направляют на то, чтобы наговорить друг другу обидных слов, ранить друг друга и расстаться. Они не используют свои таланты по назначению – чтобы полюбить и объединиться в своей любви.
Где бы ты ни был – в Греции, на островах, на Кипре, за рубежом – помни: мы не чужие, не сами по себе. Ничто нас не разделяет, мы не соперники, не противники.
И сейчас, пока я говорю все это, Христос является посреди нас. Остановимся, взглянем на Него и скажем:
– Господи Боже наш, Творче и Избавителю наш, мы вместе идем к Тебе! Мы – одно!