Протоиерей Константин Островский
В церковной юности (я воцерковился в 27 лет) хотелось даже как-то приодеться. На первую мою всенощную под Рождество надел голубую рубашечку в горошек с воротником-стоечкой. Я тогда был алтарником, и диакон с умилением сказал, что такая рубашка под стихарем – ну прямо как подрясник. Мне было приятно, потому что уже тогда я чувствовал тягу к священству.
Дома супруга всего наготовила для разговенья. Но это как раз было зря, потому что я был ночью на службе, потом еще на одной или даже двух Литургиях, и утром было уже не до еды. А из детей был только наш первый годовалый малыш, а будущая матушка была малоежкой.
Но, по милости Божией, я довольно рано где-то вычитал и принял, что не нужно искать духовных ощущений и, даже если это ощущения не пре’лестные, а благодатные, нужно поменьше обращать на них внимание.
В «Лествице» преподобного Иоанна сказано: «Малое у великих может быть и не мало; а великое у малых без сомнения несовершенно» (Слово 26, 91). А подлинные духовные переживания (даже в самой малой мере) относятся, конечно, к «великому».
«Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей» – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), призывая потрудиться в покаянной молитве, в делании заповедей. От нас – труд, от Бога – благодать. Но когда и кому, и в какой мере дать ее, это дело Его святой воли.
Поэтому не только будем поменьше говорить (а точнее, без нужды вообще не будем говорить) о своих благих духовных ощущениях и состояниях, но и обращать на них особенного внимания не будем.
Дал Бог что-нибудь духовное пережить – поблагодарим Его, покаемся в своем недостоинстве и мирно отпустим от себя благое состояние, которое нам по нашей немощи и гордости не свойственно.
Сказанное, кстати, совсем не значит, что нужно быть какими-то сухарями! Просто всему свое место. Есть у нас положительные эмоции, вот и направим их на наших близких: супругов, детей, родителей! Поздравим их, подарим им подарки, похвалим их за их подарки, поблагодарим за вкусности на столе.
Но будем также помнить, что это все доброе, но земное, а к Богу с нашими земными эмоциями обращаться не стоит. В Библии читаем, как Господь явился пророку Илие не в урагане и не в землетрясении, и не в огне эмоций, а в веянии тихого ветра (см. 3 Цар. 19, 11-12). В нас нет этой благодатной тишины, но хотя бы не будем падки на подмену.