Протоиерей Федор Бородин
Человек, который пытается жить внимательной духовной жизнью, ощущает очень большую потребность в посте. Именно поэтому люди, которых мы называем подвижниками, так или иначе, приходили к разным формам поста. Навести порядок в своей душе, долго не постясь, невозможно.
Если вспомним свое состояние после окончания Великого поста, недели через две после Пасхи, мы увидим, что было желание еще раз вернуться к этому времени, когда напряжение в духовной жизни давало некий внутренний результат. Со временем это желание уходит, но разум помнит, как значимо такое напряжение.
И поэтому то, что наступает пост — это прекрасно. Думаю, если мы потрудимся, то к его окончанию обязательно получим какой-то плод.
У Успенского поста есть отличие: он больше, чем другие посты, посвящен постижению тайны подвига Пресвятой Богородицы.
С другой стороны — он очень короткий, короче всех остальных постов (за редким исключением, когда таким же бывает Петров пост). И на это время можно поставить перед собой какую-то конкретную задачу и попытаться с помощью Бога и Матери Божией ее решить. Например, не раздражаться, или не осуждать, или служить своим домашним, чтобы быть им в радость, а не чтобы они терпели тебя потому, что деваться некуда.
Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться. Акафист — это не просто некие похвалы тому, кому он посвящен, а, особенно если он написан молитвенником, раскрытие подвигов святого и постижение его земного духовного пути.
Я, как священник своего храма, уже много лет еженедельно читаю акафист святым Косме и Дамиану, и год от года открываю для себя новые, глубокие мысли в словах акафиста.
Удивительно прекрасен акафист Пресвятой Богородице, начинающийся словами «Взбранной Воеводе победительная…» Там есть такие слова: «Радуйся, чаша, черпающая радость». «Радуйся, Божие к смертным благоволение: радуйся, смертных к Богу дерзновение». Удивительные слова! Этот акафист — жемчужина нашего богословия.
И если мы за эти дни возьмем себе за правило читать этот акафист, душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост.
— Если человек находится в отпуске, в санатории, например, где пост в еде сложно соблюдать?
— Но ведь акафист можно читать в любом месте! Что мешает человеку в гостинице уйти в номер и прочитать?
Да, мы люди северные, и полностью устав, который создан в иерусалимских, палестинских, афонских или константинопольских монастырях, достаточно трудно к нам применим. Это серьезный вопрос, который требует церковного обсуждения.
В Греции руку из окна высунул, палку в землю воткнул, через два месяца той же рукой можно плоды снимать. У нас же лето короткое, и мы стремимся «запастись» им на долгие холодные месяцы.
Думаю все, что касается поста в еде — отдельный вопрос. И здесь уже самому человеку нужно решать. И уж если вы отдыхаете там, где у вас нет возможности самому себе приготовить или выбрать постную еду, нужно компенсировать это более усиленным молитвенным трудом.
— Сведение цели поста к освящению яблок и меда — как уйти от этого?
— Если человек начинает углубляться в молитвенное делание, то совершенно само собой все внешнее перемещается на периферию.
Ведь яблоки — это такое внешнее. Можно строго не есть их до Преображения и тем ограничиться. Мне вспоминается смешной эпизод из моей школьной юности. Я был невоцерковленным человеком, однако слышал, что на Преображение нужно есть яблоки. Однажды мы с друзьями катались на велосипедах ночью по Подмосковью. Один из нас вспомнил, что сегодня — Преображение, надо есть яблоки.
Мы залезли в чужой сад, украли яблоки и с чувством исполняемого долга сидели и ели их. И нам в голову не приходило то, что мы нарушили заповедь и вообще — вместо того, чтобы лазить по чужим садам, надо бы пойти в храм…
Что касается освящения яблок… Надо внимательно прочитать молитву. Что такое освящение урожая? Это когда у крестьянина есть урожай, он понимает, что это — дар Божий, и небольшую лучшую часть он жертвует в храм. Это такой символический знак благодарности — человек возвращает Богу то, что Он подарил ему. В благодарность.
То есть изначально — это не то, что мы пришли в храм с яблоками, чтобы их освятили, и потом дома мы будем эти яблоки есть и через это освящаться сами. Это не так. Поэтому если урожай яблок раньше, имеет смысл читать эту молитву раньше. Или позже. Если речь не о яблоках, а о других плодах — читать в то время, когда уродились эти плоды.
У нас почему-то на яблоки переместились киноварные богослужебные указания, которые касаются в греческом уставе винограда. Виноград, действительно, нельзя вкушать заранее, и монаха, который это сделает, ожидают епитимьи.
У нас это перенесли на яблоки, и получилась не совсем понятная ситуация. Если яблоки уродились, что, позволять им гнить? Я считаю, что это не совсем правильная ситуация.
— Был ли в вашей жизни Успенский пост, который запомнился надолго?
— Для меня памятно, как в Троице-Сергиевой Лавре отмечают праздник Успения Матери Божией ночной службой, ночным Крестным ходом вокруг Успенского собора.
Невероятное, небесной красоты богослужение. Ощущение прикосновения к Раю, в котором пребывает Богородица. Это одно из ярких моих духовных переживаний, как вторая Пасха. Неслучайно Успение — воскресение Матери Божией.