Мы вступаем в Рождественский пост. Вонмем! Пост предполагает бодрствование и внимание. Прежде всего отметим, что бодрствовать значит бороться со сном. Сон – состояние покоя, вялости, когда внимание ослабевает. В духовном смысле сон – конечный покой, покой смерти. Для верующего человека бодрствовать – это не только не спать в физическом смысле, но бороться вообще против того, что усыпляет человека и не дает ему видеть того, что ведет его к смерти.
То, что было в древние времена, во времена Ноя, ничем не отличается от того, что мы знаем о сегодняшних. «Люди женились, выходили замуж, ели, пили» (Мф. 24: 37–39). Очень кратко определяет человеческую жизнь Христос! Так жили все день за днем и внезапно оказались среди потопа, в пучине неодолимых бед. (Пусть не покажется это сильным преувеличением – как мы сейчас среди всемирного страха перед пандемией). Может быть, неслучайно Господь выявляет духовное состояние этих людей словами «ели и пили»? Известно, что сон овладевает пресыщенными, а пост и трезвение содействуют бодрствованию.
К бодрствованию призывает нас Церковь! Духовная жизнь у святых отцов именуется бодрствованием. У подвижников пустыни был один монастырь с таким особенным названием: «Обитель неусыпающих». Начало духовной жизни определяется святыми отцами как пробуждение. Кто помнит свои первые шаги в вере, понимает, насколько точно это слово обозначает происходящее в этот период с нами. Это выход из состояния сна, прикосновение к воскресшему Христу, восставшему от сна смерти. «Встань спящий и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5: 14), – пели первые христиане. Это значит, что Рождественский пост, как и Великий пост, как все богослужения года, содержит главную тайну христианской веры – воплощение Божие, в котором с самого начала присутствуют Крест и Воскресение. Неслучайно праздник Рождества Христова именуется Пасхой трехдневной. И наше духовное делание заключается в следовании Христу Богу. Даром Его мы призываемся выйти из сна, выйти из тьмы, выйти из смерти. «Так поступайте, – говорит апостол Павел, – зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13: 11). Сон означает неверие в победу Божию – в воскресение. Может быть, эти люди не боятся, как те, кто смеялся в Афинском ареопаге над апостолом Павлом, когда он начал проповедовать о воскресшем Христе, сказать: «Об этом послушаем тебя в другой раз» – подождем, что будет завтра и послезавтра, но только не сегодня, а позднее.
В христианской жизни каждый день имеет бесконечное значение. Время дается нам как возможность приобщиться Христовой крестной любви, о которой возвещает Евангелие. Вы помните слова из «Песни Песней», так часто повторяемые святыми отцами: «Я сплю, а сердце мое бдит». Это описание постоянного ожидания души прихода возлюбленного Небесного Жениха. А может быть, с душой происходит такое: «Я спала, но вот, я пробудилась». Потому что она слышит, как стучит ее Возлюбленный. Пробуждение души связано с Его приходом и с надеждой скоро услышать слово Христовой любви.
В течение поста мы будем приближаться к Рождеству Христову, к приходу Спасителя, к Превечному Слову, Которое рождается в человечестве. Господь близ, Он уже стучит в дверь, и каждая душа, ищущая Бога, может подтвердить: «Я спала, но вот, я проснулась». Смысл поста – уготовить наше сердце к приходу Господа, чтобы Он мог войти в него Духом Святым. Бодрствовать – значит стоять на страже сердца, всяческим хранением, как говорят святые отцы, хранить его. Если мы не будем этого делать, в нем могут поселиться плохие чувства: зависть, злоба, гордость, нечистота и худшее. Каждый из нас знает по себе, как это происходит, как мы оказываемся порой беззащитными перед лицом этого мира, лежащего во зле. Бодрствование заключается в решимости противостоять этим чувствам, как только они появляются. Потому что существует опасность, что с ними войдет в нас дух зла. В этом состоит духовная жизнь, здесь все ее трудности.
И вот, когда мы пытаемся молиться, в уединении или в храме, противостоя греху, мы замечаем, что на поверхность из глубины сердца выходят именно те воспоминания, от которых мы хотели бы избавиться: ссора с тем или иным человеком, трудность отношений в семье или на работе. И мы видим, что то, что предлагает нам Священное Писание или богослужение, как будто не отвечает нуждам, которые стали каждодневными проблемами нашего существования. Что нам делать? Уйти в эту отвлеченную, оторванную, как нам кажется, от наших реальных бед молитву, чтобы забыть о том, что волнует нас?
Но Рождественский пост – это бодрствование. В течение поста Церковь сугубым образом открывает нам тайну Христа. Наше приближение к Его Рождеству должно восприниматься нами как вхождение Сына Божия в нашу жизнь, в наши сердца, потому что Он приходит, чтобы встретиться с каждым из нас лично. Пророк Божий Малахия пророчествует о том, что «Господь, Которого вы ищете, войдет в Свой Храм» (Мал. 3: 1). А апостол Павел уточняет: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий?» (1 Кор. 3: 16). Мы должны уготовить путь Тому, Кто приходит к нам, открыть нашу жизнь Тому, Кто хочет соделать Себе из нас Свое жилище, святилище Божие. По этому пути Господь, Которого мы ищем, войдет в нас и будет пребывать в нас.
Только так мы можем участвовать в празднике тайны Рождества. Не просто Рождества Младенца в Вифлееме, но Рождества Бога в человечестве, рождения Божественной жизни в каждом из нас.
Есть ли это место для Бога в человеке? Будет ли оно свободно, когда Христос Бог придет к нам? Труд покаяния, хранения сердца, который мы должны взять на себя постом, имеет единственной целью уготовить жилище для Того, Кто грядет, стать храмами Божиими. Только тогда корень зла будет исторгнут из нашей жизни, а с ним – все ядовитые побеги злопамятства и нечистоты.
Церковь будет постоянно напоминать нам, что в течение поста мы должны больше молиться и больше читать Священное Писание. Святые отцы называют бодрствование хранением слова Божия, которое мы услышали, хранением заповедей Божиих, памятование о них. И мы должны, особенно в это время, учиться постоянной краткой молитве в течение дня – Иисусовой или мытаря – кто сколько может вместить. Все ли знают, что на каждый день, кроме субботы и воскресенья, Церковь предлагает нам семнадцатую кафизму, сто восемнадцатый псалом – то, что читается при отпевании или во время заупокойной всенощной? Не потому ли, что память о смерти есть память о жизни истинной, пасхальной – той, которую приносит нам Родившийся в Вифлееме Христос? Хорошо, говорят святые отцы, соединять нам чтение Псалтири с кратким призыванием имени Божия. Между прочим, Псалтирь – это молитва среди Священного Писания, соединение слова Божия и молитвы. Бог говорит, и святые отцы заповедуют нам соединить с нашим дыханием имя Иисусово: «воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих», «в сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе», «в заповедех Твоих поучуся и уразумею пути Твоя», «сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя».
Иначе говоря, не просто читать Священное Писание, не просто повторять святые слова молитв, но войти внутри себя в то, что они содержат. Вкушать их, питаться ими, потому что они слаще меда, как говорит псалом. В них – имя Иисуса Сладчайшего. Остальное – в тайне Бога и сердца каждого человека, сокровенно принимающего приход Христа.