Мы не знаем абсолютной истины ни о чём в этой жизни. И когда поймем это, то успокоимся. Вот, например, муж и жена: они постоянно ссорятся, и когда выслушиваешь жену (особенно если она при этом плачет), то получается, что правда на ее стороне. А если послушать мужа – то прав он. А если еще и детей послушать, то и они правы.
Как понять, кто же в итоге прав? Авва Дорофей учит, что абсолютно правых и виноватых в этой жизни нет: каждый прав по-своему. Потому что каждый смотрит на проблему под своим углом, со своей стороны. Женщина чувствительна, она страдает по-одному. Но и мужчина уязвляется, только по-другому. А их дети – жертвы семейного конфликта. В этой жизни не существует абсолютной истины, из-за которой стоит ругаться и рвать на себе рубаху. Поэтому будем снисходительны и смиренны, и таким образом сильно преуспеем в духовной жизни.
Расскажу небольшую притчу. В одно село, где жили одни слепые, как-то зашел слон. Событие взбудоражило всех обитателей села, и самый главный из них подозвал к себе пять мудрейших сельчан и сказал им: «Идите и узнайте, кто это к нам пожаловал».
Один пошел, схватил слона за ногу и воскликнул: «Я понял! Это столб, который двигается». Другой, оказавшийся у слона под брюхом, потрогал его и сказал первому: «Что ты такое говоришь! Это огромная бочка к нам прикатилась!» Третий схватил слона за уши и принял их за огромные листья, четвертый нащупал хобот и сказал: «Это шланг, будем поливать им наше поле!»
Вернувшись, каждый из них сообщил начальству то, что понял. Кто же был прав? Каждый по-своему – и в то же время ни один. Все потрогали, пощупали, высказали свое мнение – но истина была другой, и ее так никто и не узнал.
Обратите внимание, я сейчас говорю об отношениях между людьми, не о догматах веры.
Если мы поймем это, то сильно преуспеем в духовной жизни. И услышав, как кто-то что-то такое говорит, скажем: пусть, значит, на то есть свои причины, человек так чувствует. И продолжим спокойно идти по жизни вперед. И не нужно строить из себя святых. Признаем простую истину: я – такой же, как все, со своими промахами и слабостями. Не будем заниматься показухой. Ведь о некоторых так и говорят: «Он строит из себя святого».
А если признать реальность такой, какая она есть, то легко понять: как мне иногда хочется есть, пить, чревоугодничать и тому подобное, так и у других могут возникать такие же желания. Все мы люди.
Как-то раз, когда я был на Афоне, один игумен сказал мне, что его духовный отец – самый лучший. «И знаешь, почему я его так люблю? Не потому, что исповедуюсь у него. А потому, что он не строит из себя святого. Однажды, когда мы с ним были в Афинах, мимо нас проехала на машине очень красивая девушка. И мой духовник, которого я считал святым, сказал: «Ох, ну что же за искушения происходят в Афинах! Какая красивая девушка!» Я сказал ему: «Отче, неужели и ты можешь искуситься красотой девушки?» А он ответил: «Все могут, и я могу».
И в этот момент мой духовник высоко поднялся в моих глазах. Почему? Потому что не стал притворяться непохожим на меня, возвышенным, небесным жителем. Он словно сказал мне: «Дитя мое, я веду духовную борьбу вместе с тобой. Как ты – так и я». И я очень полюбил его, потому что увидел: он – не притворщик, а настоящий, правдивый, истинно смиренный человек.
Ты никогда не проиграешь, если будешь собой, настоящим. И я человек, и я ошибался, и я увлекался тем-то и тем-то. Кто осмелится ткнуть в меня пальцем, или, по словам Господа,кинуть камень (Ин. 8:7)? Кто из нас безгрешен? Разве ты не делаешь то же, что и я? Но это нелегко признать. Мы очень строгие судьи, если речь идет о других, а осудить себя нам трудно.
Одна женщина ходила ко мне на исповедь семь лет. При этом она рассказывала о своих прежних грехах постепенно, не сразу. И вот, по прошествии семи лет, когда всё уже было рассказано, я спросил ее:
– Почему ты не исповедалась во всём сразу, а делала это в течение семи лет?
– Я проверяла, не станете ли вы меня обличать. Я покаялась сначала в одном – и «эксперимент» удался. Затем в другом, и только потом решилась рассказать о третьем…
Семь лет эта женщина проверяла, буду ли я обличать ее и ругать. И чем больше она убеждалась в том, что я не осуждаю ее поступков, тем больше открывала передо мной свою душу.
Итак, не будем притворяться святыми, раз мы ими не являемся. Святой человек говорит не высокопарными, а очень простыми словами. Он – один из многих, и потому ощущает себя вместе со всеми. Вспомните: ведь Иисус Христос ел и пил с грешниками. Поэтому они и приходили к Нему и открывали Ему свои сердца. А мы боимся открыться. Жена боится мужа, муж – жены, и они не раскрывают друг перед другом свою душу.
«Если я расскажу это своей половинке, он (или она) всё равно не поймет и истолкует по-своему», – думает каждый. Потому что мы видим вокруг только ложные образы. Поэтому, если постараться быть настоящим, быть самим собой и снисходительно относиться к ошибкам окружающих, это будет большой прогресс в духовной жизни. Тогда и другой человек сможет к тебе приблизиться, раскрыться перед тобой, чувствуя себя спокойно в твоем обществе.
И еще один признак духовного успеха – когда человека не волнует мнение окружающих. Когда ему всё равно, что о нём скажут. Мне кажется, эта проблема – главная для нас, церковных людей. Что другие обо мне подумают? Просто мýка какая-то. А ведь предполагается, что, оказавшись в Церкви, мы перестанем думать о том, что скажет о нас мир, и начнем думать о том, что о нас скажет Бог. Но нет: и днем, и ночью мы терзаем себя мыслями по поводу мнения окружающих. Это единственное, что нас волнует. Я был просто поражен, когда стал задумываться об этом.
Как-то раз ко мне на исповедь пришел человек с серьезной личной проблемой. Когда он рассказал о ней своим родителям, первое, что он услышал от них, было: «Как тебе не стыдно! Ты позоришь всю нашу семью! Как мы будем людям в глаза смотреть!» Больше они ему ничего не сказали.
– Отче, – обратился он ко мне, – я жалею, что вообще им об этом рассказал. Мне и так было очень трудно с ними поделиться, я еле осмелился, хотя они всегда говорили: «Говори нам всё, делись всем, ведь мы – твоя семья, мы любим тебя, мы столько лет в Церкви…» Я думал, они и правда преуспели в духовном плане. Но оказалось всё наоборот. Когда мне исполнилось тридцать два года, они начали постоянно говорить мне: «Почему ты не женишься? Почему не женишься? Из-за тебя все будут смеяться над нами». Разве только это усвоил мой отец, пробыв в Церкви столько лет?
Неужели мы живем исключительно тем, что скажут о нас другие люди? В таком случае это «отбрасывает» нас далеко назад. А вот святых совершенно не интересует мнение окружающих, поэтому наивысшей ступенькой и считается подвиг юродства. Юродивые специально прикидывались сумасшедшими, чтобы во имя Христа побороть в себе зависимость от мнения окружающих.
А мы всё думаем: «Что же люди о нас скажут?» Да пусть говорят, что хотят.
Юродивые специально ходили раздетыми, разутыми и немытыми, чтобы все смеялись над ними. Оставь в покое людей в этом мире. Им всё равно нет никакого дела до тебя, они тебя не любят, только обсуждают. Будем смотреть только за собой, своей душой. Будем стараться поддерживать и укреплять отношения с близкими людьми. Это и помогает добиться успеха в духовной жизни.
Архимандрит Андрей (Конанос)