Митрополит Калужский и Боровский Климент
Начнается новый учебный год. Родители, бабушки и дедушки будут делать все для интеллектуального развития детей, а практические навыки опять останутся без внимания.
Между тем апостол упоминает о важности физического подвига: «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (см. Еф. 4:28).
Господь показал нам пример во всем. Он не только проповедовал, учил, но и освоил ремесло, по послушанию родителям исполнял домашние обязанности (см. Мк. 6:3; Лк. 2:51). Из Евангелия мы видим, что Христос прекрасно знал особенности труда сеятелей (см. Мф. 13:31–32), виноградарей (см. Мф. 20:1–16), рыбаков (см. Мф. 13:47–50), пастухов (см. Ин. 10:1–16), женщин, готовящих пищу (см. Лк. 13:20–21), и их образы Он приводил в притчах.
Сын Божий не гнушался физическим трудом, служил ближним и нас призывал следовать во всем Его примеру (ср. Ин. 13:14–15; 1Ин. 2:6).
Я знаю несколько учебных заведений, в которых уроки труда в гимназических и общеобразовательных классах проходят по-разному. В обычных классах это традиционное трудовое обучение, в гимназических — занятия, на которых изучают новые технологии.
Речь идет об учащихся пятых–шестых классов. Неужели возможно уже в этом возрасте четко разделить их на тех, кто будет заниматься исключительно интеллектуальным трудом, и всех остальных? Как подсказывает жизненный опыт, хорошие показатели учебы в младшей и средней школе не всегда гарантируют успехи детей в старших классах. И, напротив, нередко учащиеся среднего уровня к выпуску подтягиваются и затем прекрасно овладевают университетской программой.
Даже если предположить, что все дети из гимназических классов вырастут настоящими учеными, разве не нужны им будут в жизни практические навыки?
Вспоминается, как двое мужчин средних лет приехали из разных населенных пунктов в столицу поступать в докторантуру. Оба были увлеченными специалистами, науку любили и свой предмет знали прекрасно. Их поселили в общежитии университета в одной комнате.
Неожиданно ножка у кровати одного из них подломилась. Мужчина не знал, что делать: «Наверное, надо дежурному сказать, мастера пришлют», — неуверенно бормотал он. «Вряд ли в такой час кто-то придет», — ответил другой. Оценив поломку, он достал самые простые инструменты, какие были с собой, и починил кровать. «Ничего же сложного, самому можно сделать, — сказал он. — Разве тебя не учили этому в детстве?»
Хозяин кровати только стоял в стороне и растерянно смотрел. Он продолжал наблюдать за соседом, когда тот принес совок с веником, и тому пришлось уже прямо сказать: «Подмети пока мусор, а я инструменты соберу».
Приведу еще пример. Часто воспитанники современных детских социальных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, поскольку приучены пользоваться результатами чужого труда. Конечно, так бывает не везде, но проблема существует.
Одна женщина рассказала, что к ним перевели ребенка девяти лет из другого учреждения. Дети с воспитателями ходили в поход. На привале во время обеда ребенок протянул к ней стакан: «У меня чай несладкий!» — его лицо выражало недоумение. «Подсласти», — женщина рукой указала на небольшой ящик, где лежали баранки, сахар, конфеты. «Как это, подсластить? — искренне удивился ребенок. — Чай — он же сразу сладкий, всегда сладкий».
А ведь и в семьях порой растут дети, которые не знают самого элементарного об организации быта: не могут пришить пуговицу, включить стиральную машину, разогреть еду. Без практических умений человек становится беспомощным. Ему неуютно, стыдно перед другими. Формируются комплексы, что без навыков ведения домашнего хозяйства невозможно будет найти спутницу или спутника жизни. К тому же развивается лень, складывается привычка, что кто-то обязан за тебя убрать, погладить, починить, привинтить, приготовить и т.д.
Проблема настолько актуальна, что все большую популярность в современном мире приобретают курсы по домоводству. Что ж, если родители понимают, что по разным причинам не способны научить ребенка ведению домашнего хозяйства, можно записать его на занятия.
Дети учатся пению, рисованию, лепке, почему бы им не освоить навыки шитья, кулинарии, столярного дела? Нужно попробовать пробудить к рутинной домашней работе интерес.
Я убежден, самим родителям будет приятнее, если дети будут радовать их не только грамотами, но и девочки — вкусной выпечкой, мальчики — собранным самостоятельно столом.
Давайте не будем недооценивать трудовые умения и навыки, ведь, как написано в книге «Екклесиаст» царя Соломона, если человек «видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий» (Еккл. 3:13).