Приветствую вас, дорогие братья и сестры, с новым годом милости Божией! Хотя, кажется, не с чем особенно поздравлять: ведь дни идут неизменно и однообразно своим чередом, день сменяет ночь, ночь сменяет день, день похож на день, ночь — на ночь. Но по взаимному соглашению люди избрали особые дни, посвященные каким-нибудь празднествам, событиям, святым, и, наконец, такой день, который служит рубежом прошедшего и грядущего года. Это день Нового года.
В этот день человек, даже легкомысленный, невольно задумывается, задает себе вопрос: «Как я жил? Что случилось со мной в прошлом году? Что ждет меня в будущем году?» Невольно каждый человек страшится приоткрыть таинственную завесу, старается заглянуть за нее. А верующий человек невольно восклицает Господу: Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюсь аз (ср.: Пс. 38: 5).
В прошедшем мы видим милосердие Божие. Поэтому, прежде всего, возблагодарим Господа Бога за то, что Он сохранил нам жизнь на добрый подвиг самоусовершенствования, на спасение души, и воззовем из глубины души: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его! (ср.: Пс. 102: 1, 2).
Затем возблагодарим Господа за всё прошедшее — за каждое биение сердца нашего, за молитвенную радость, за мысленный трепет. И не только за радости будем благодарить Господа, но и за скорби, страдания, потому что они очищают душу и ведут к Господу Богу.
Затем возблагодарим Господа за ту веру, в которой мы родились и воспитались: «Видехом свет истинный… обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (песнь на литургии, которая поется после благословения священника по причащении мирян).
Возблагодарим Господа и за то, что Он не допустил нас до гибели… сколько раз каждый из нас находился близ смерти, еще минута — и нас не было бы. Но Господь милосердный нас сохранял, и за это возблагодарим Господа Бога.
Возблагодарим Его и за будущее. Будущее сегодня станет прошедшим завтра. Заглядывая в прошедшее и вспоминая его, человек иногда радостно вздыхает и молитвенно крестится, а иногда со стыдом закрывает лицо свое. Будем просить Господа помочь нам, чтобы, вспоминая наше прошедшее, мы не закрывали со стыдом лица своего. Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам зреть прегрешения наши и в будущем проводить время в мире и покаянии.
А затем будем благодарить Господа за Его благой Промысл. Будем стремиться одинаково принимать и радости, и скорби. Скорби необходимы нам, они разрыхляют душу и помогают, подобно тому как плуг разрыхляет землю и помогает росе или дождю оросить и освежить ее. Когда же придет радость, возблагодарим Господа Бога, ибо плоды нашей веры, веры Христовой, — не мрак, не отчаяние, а радость, мир, свет, надежда на милосердие Божие (см.: Гал. 5: 22). Потому-то и все святые всегда радовались. Таков был и наш преподобный Серафим.
Испросим себе милости Божией, чтобы нам жить так, как жил преподобный, чтобы всецело отдавать себя Господу Богу, чтобы мы могли сказать с апостолом: Не я живу, но живет во мне Христос… Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем… Живем ли или умираем — всегда Господни (Гал. 2: 20; ср.: Рим. 14: 8).
1908 г.
Источник: Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает… Из духовного наследия. — Москва: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.