Проповедь священномученика Фаддея (Успенского), принявшего мученический венец в советские годы
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день»
(Ин. 6, 54).
Святая Церковь установила посты свои для того, чтобы мы могли очищать себя. Для этого она заповедует нам слезы и сокрушение, хождение в церковь, воздержание в пище.
Всеми средствами она старается отвратить нас от суетных удовольствий мира, ограничить наши греховные желания и вселить в наше сердце любовь к жизни Божественной.
Но все эти средства не сделали бы нас причастниками Божественной жизни, если бы мы не приступали к самому Источнику ее. И вот ныне мы, возлюбленные братие и сестры, приступаем к этому Источнику. Воспринимая в себя Христа, мы становимся причастниками бессмертия. Доселе душа наша была мертва для добрых дел, теперь она начинает жить для Христа.
Но такая перемена в душе человека совершается не всегда и не сразу; нужно еще нам много поскорбеть, пока не уничтожится в нашем сердце любовь к миру и не останется одна любовь ко Христу. Он ныне только посетил нас и сделал нас участниками Своей таинственной вечери; но, быть может, мы скоро забудем об этом посещении и снова предадимся удовольствиям мира. Мы ныне восприняли в свою душу только семя бессмертия, возрастать же оно может только тогда, когда мы будем умерщвлять свои страсти.
Ныне душа наша исполнена света и небесной радости, а завтра, быть может, покроет ее тьма и мрачная скорбь, происходящая от наших пристрастий к миру. Но вот во время этой-то скорби и будем вспоминать о той радости, какую испытали ныне.
Если добрые воспоминания о днях детства невольно радуют нас и делают лучшими, то не тем ли более могут сделать лучшими воспоминания о нынешнем дне, когда «горними умы» мы взошли на вечерю Самого Владыки и сделались участниками небесной трапезы? Там ничего нет, кроме воспоминаний о невозвратном времени детства, здесь же сама Божественная благодать, которая во всякое время может исполнить душу нашу радостью, светом, отогнать в одно мгновение все злые мысли и желания, томящие душу, так что в ней сделается легко и отрадно.
Посему, братие, приступив ныне к Божественной трапезе, воспламенимся любовью и желанием, чтобы как можно чаще приступать к ней. Вспомним о древних христианах, из которых многие приступали к причащению четыре раза в неделю. Соединяясь со Христом, мы исполнимся силою побеждать всякую страсть и постоянно будем делаться наследниками того бессмертия, которое обетовал Господь Иисус Христос всякому, вкушающему Его плоти и крови, сказав: «Аз воскрешу его в последний день». Аминь.