«Тебе просто хочется убедиться в том, что Бог любит тебя – и затем с легким сердцем идти грешить дальше, но нельзя чувствовать Христа и не исправляться» – архимандрит Андрей (Конанос) о покаянии и сути Божественной любви.
Что такое покаяние?
– Простите меня!
– Прощаю. Вновь и вновь прощаю.
– Ну хорошо. Тогда я с легким сердцем иду делать все то же самое.
Но извини: ты для этого просишь прощения? Тебе просто хочется убедиться в том, что Бог любит тебя – и затем с легким сердцем идти грешить дальше. Значит, ты пока так и не понимаешь, о чем мы тут говорим. Пока ты продолжаешь спать крепким сном. И если, чувствуя любовь Христа, ты расслабляешься, убаюкиваешь себя и занимаешься самоугождением (а самоугождение в духовной жизни чрезвычайно опасно!), то никаких перемен к лучшему вообще быть не может.
Один человек как-то сказал мне: «Я хожу к батюшке, с которым у меня полное взаимопонимание». Но что такое взаимопонимание? Это довольно широкое понятие. Если духовник тебя понимает, чувствует, – это хорошо. Всем хочется такого общения с духовником, когда есть душевная близость и единомыслие. Тогда отлично, никаких проблем.
Но если в твоем представлении взаимопонимание – это когда тебя никто не ругает, а наоборот: «Ничего страшного, дитя мое, никакого греха здесь нет!» – то это неправильно.
И ты сам прекрасно все здесь понимаешь. Даже если все священники на свете соберутся и скажут тебе, что это не грех, сердце все равно подскажет истину. Ты просто нашел себе алиби, нашел снисходительного и «удобного» батюшку, который тебя балует, но тебе это не помогает.
Когда я говорю о любви Божией, то не имею в виду ничего подобного. Я имею в виду простоту и естественность. Не какое-то чудовище, которое заставляет тебя дрожать от ужаса, а Источник благотворной помощи, способствующей духовному росту.
«О небесном помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2). «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12:2). Другими словами, наш ум нуждается в обновлении, чтобы нам стать новыми людьми.
«Древнее прошло; теперь все новое» (2 Кор.5:17).
Пришло время измениться! И когда это происходит – значит, наша связь с Богом исполнена благодати, сильна и плодотворна.
Необходимо быть спокойным и при этом не инертным человеком; с одной стороны, без комплексов, без желания подавлять, навязывая свою волю, а с другой – расти духовно.
Другими словами, если человек в этом году так же гневается, как и в прошлом; если в этом году так же ругается, как и в прошлом; если так же крадет и обманывает, и при этом в Церкви ему комфортно, – это настораживает.
Невозможно по-настоящему чувствовать Христа и при этом не исправляться. Человек непременно будет становиться лучше – причем «автоматически». Хоть какие-то изменения, но они есть – вне всякого сомнения.
Важно, чтобы твоим подвигом руководила любовь ко Христу; чтобы усилия, которые ты полагаешь, основывались на любочестии, а не на эгоистичной мысли, что теперь ты имеешь полное право на спасение.
Что бы ты ни делал, Господь спасает тебя не за твои подвиги, а просто так – даром, бесплатно. Совершенно бесплатно! «Зачем тогда подвизаться? Зачем все это делать, если я и так спасусь?»
Ну и не делай ничего, если не хочешь. Разве тебя кто-то заставляет? Нет, ты делаешь все это из любочестия, из благодарности и радости. «Пусть я тоже сделаю что-нибудь для Тебя, Господи, – говоришь ты. – Пусть я тоже поучаствую, приложу какие-то усилия».
Приведу такой пример. Помнишь, однажды ты прислал мне с Кипра книгу? И написал на конверте: «Для батюшки, который ведет беседы на радио». Почему ты так сделал? «Я люблю тебя, отче!» – скажешь в ответ. Знаю, что любишь. Но даже если бы ты ничего мне не подарил, то все равно любил бы меня, верно? Разве не так? «Да, но мне хотелось сделать тебе приятное». Ну, вот и ответ.
Так и в остальном. Например, когда хочешь порадовать жену, показать, как ты ее любишь, то даришь ей букет цветов или еще что-то. И это не значит, что без подарков ты не любишь свою жену – просто такой жест, поступок лишний раз подтверждает твои чувства.
Вот что я имею в виду.
Некоторые люди говорят: «Я люблю Бога, но по воскресеньям не могу встать на Литургию». Какая же это любовь? Бог тебя любит, и в Свое время Он тебе это показал. Когда? Когда распялся на Голгофе. За тебя. Бог говорит тебе: «Дитя Мое, Я люблю тебя до смерти! А ты любишь Меня?» – «Да, я люблю Тебя». – «Тогда где же ты? Когда Я, закалаясь, приношу Себя в жертву на Литургии, когда на святом престоле – Мое Тело, Моя Кровь, – ты понимаешь, что Я там?» – спрашивает Христос. – «Да, понимаю». – «И что?» – «Ну, я не могу прийти, потому что хочу поспать».
Сейчас все это говорю я, не Господь. Господь молчит, потому что знает: еще не время. Но если ты понимаешь, что Литургия совершается над Его Телом и Кровью, и при этом говоришь: «Мне все равно, я хочу спать, я очень устал. Вы всё правильно говорите, отче, но у меня своя жизнь…» – что ж, в таком случае остается только пожелать тебе всего доброго и попрощаться. Как один мой друг, афонский старец, говорит, когда видит, что дальнейший разговор бесполезен: «Ну что ж, всего доброго! До свидания. Нам друг друга не понять».
Значит, для этого человека еще не пришло время понять, какую невероятную жертву принес Господь.
Очень важно чувствовать во время Литургии Христа. И если я ощущаю это, то нахожусь в храме не формально, не для того, чтобы год был удачным, и не потому, что я грек по национальности и живу здесь, в нашей прекрасной Греции, где все традиционно православные.
Кстати, если говорить о традиции, то изначально у нас было и язычество, и колдовство, и множество других грехов, но в свое время мы отвергли всё дурное. Так что традиция здесь – условное понятие. Если под традицией подразумевается что-то греховное, нужно отказаться от этой традиции. Мы поступаем так или иначе не потому, что это традиция, благочестивый обычай, а потому, что наши поступки несут определенный смысл и содержание.