8/21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
О том, как Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, как направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека, – эти истории, рассказанные архипастырями и пастырями.
«Человек должен воссиять превыше ангелов»
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), Русская Православная Церковь Заграницей:
– Ангелы, Архангелы и прочие Бесплотные силы – это светила на небе Божием. Но человек – большее светило, большее солнце, чем Ангел. Ибо только о нем сказано, что он создан по образу и подобию Трисолнечного Божества.
Но видно ли это в нашем мире? Нет. Видно помрачение всех светил человеческих грехом, ибо грех поражает солнце, созданное в человеке, и отводит человека от Бога, от Первоначального Света.
Ныне весь человеческий ум современного мира обращен к материальному благобытию. В храме верующие собираются для того, чтобы доказать, что не все погибло, что есть еще люди, которые стремятся к высшему, к небесному, к ангельскому. Это возможно, когда мы отказываемся от своей гордыни, когда признаем, что все доброе в нас дано нам Богом, дано для того, чтобы мы умножали его как таланты, но не считали своим достоянием, а только временным подаянием, которым мы обладаем во славу Божию. И когда мы, приходя в храм Божий, воздаем славу Богу, восхваляем Его псалмами и песнопениями, но более всего – своим покаянием, тогда мы присоединяемся к Ангелам, Архангелам, Началам, Властям, ко всем Ангельским чинам, которые держат над нами свой омофор, покрывают нас своей любовью, своим усердием в молитве к Богу.
Помрачение, постигшее человечество, видно прежде всего в том, что в любом месте земного шара идет война, происходят убийства, детоубийства, отвращение человеческого ума, сердца и души от Бога. Но если в нас самих – временно – царит внешний мир, то этот мир может быть хуже войны. Еще в IV веке святитель Григорий Богослов говорил: лучше война, чем такой мир, который нас отводит от Бога.
Итак, вспомним, что наша война должна быть не против человека, не против ближнего, а против грехов, против греховного состояния в каждом из нас. Когда мы боремся против греха до крови, как говорит святой апостол Павел (см.: Евр. 12: 4), тогда мы приобретаем опыт в этой борьбе и терпение, приобретаем ту любовь ко Христу, которая освобождает нас от уз греха и приводит в настоящую, истинную свободу, в новые пространства Божии в нашей жизни. Мы приобретаем это, когда стремимся к миру с Богом, к миру с самими собой, к миру со своей душой, которая почивает в Боге и от Него черпает силы и благодать для того, чтобы воссиять, как солнце, превыше Ангелов и Архангелов.
«Ангел не может быть атеистом»
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь:
Однажды ко мне, помню, подошел юноша и говорит:
– Отец, я атеист, но я хочу поверить в Бога. Знаю, что вы образованный человек, я тоже образован. Я хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога.
Я поинтересовался его образованием, он так же, как и я, оказывается, изучал физику и математику.
– Знаешь ты вот это (переводчик нашей беседы не смог перевести узкоспециального термина. – О.О.) из высшей математики?
Он растерялся:
– Не знаю…
– Ну вот… Очень жаль! Потому что мое доказательство было основано именно на этом положении высшей математики.
Он чувствовал себя очень неудобно.
Тогда, улыбаясь, я хлопнул его по плечу:
– Я тебе это сказал не для того, чтобы тебя обидеть, а дабы убедить, что с математической точки зрения доказательство существования Бога невозможно. Его вообще нельзя познать интеллектуально. Ты когда-нибудь был на Афоне?
– Нет, но я слышал о нем и хочу поехать.
– Ты обязательно должен туда поехать, найти там старца Паисия († 1994) и сказать ему то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я атеист, но хочу поверить и хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога».
– Я не могу этого сделать, – вдруг признается он.
– Это почему? Со мной мог, а там не сможешь?!
– Не знаю, я боюсь…
– Ну почему же, – я тут же стал ему рисовать план, как найти Панагуду – келлию отца Паисия. – Напутствую: приедешь к нему, постучишь в дверь и скажешь то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я хочу, чтобы вы предоставили мне доказательство существования Бога».
– А он образованный? – уточнил у меня этот молодой человек.
– Он важнее даже самых образованных.
Через три дня он поехал на Афон. Звали его Серафим.
Когда он приехал в монастырь Кутлумуш, который находился рядом с келлией старца Паисия, он оставил свои вещи и пошел поговорить со старцем. Войдя к нему во двор, он увидел четверых молодых людей, а сам старец разговаривал с кем-то в другой стороне двора. Он сел вместе с этим квартетом хлопцев, ожидающих старца, и не знал, что ему делать… Через 10 минут отец Паисий закончил свой разговор, подошел и говорит ему:
– Иди со мной, возьми вот эту коробку с лукумом, а я возьму стаканы, чтобы нам подкрепить остальных, – и когда тот склонился, чтобы взять указанное, тихо добавил:
– Я хочу тебе кое-что сказать.
Парень сосредоточился и услышал:
– Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом – такое я вижу в первый раз…
Тот совершенно растерялся.
– Можно с вами поговорить? – разве что проговорил он.
– Не сейчас, – деловито сообщил старец. – Ты сейчас пойдешь в монастырь, вы тоже, ребята, все вставайте, идите в монастырь, потому что уже вечереет.
Серафим не мог успокоиться. Поднимаясь к монастырю, он смотрел, нет ли здесь каких-нибудь телефонных проводов. Может быть, я успел позвонить старцу и все ему рассказать? Тогда не было мобильных телефон, и конечно, у старца Паисия не было бы мобильного телефона, даже если бы их уже изобрели.
Тот, бедный, всю ночь не мог заснуть. И утром, как только открылись ворота монастыря, он стремглав побежал к келлии отца Паисия. Вместо звонка у калитки во двор старца были две железки, ими надо было ударять друг о друга, и тогда раздавался звук.
Было шесть часов утра, а Серафимчик среди тишины стоял и бил и бил в эту железяку. Отец Паисий не отвечал.
Потом этот посетитель долго сидел и ждал. Спустя достаточно продолжительное время он опять решился постучать. И вдруг слышит:
– Эй, добрый молодец! Что ты пришел сюда? Что тебе надо?
– Отче, я хочу с вами поговорить… – только и канючил он.
– О чем тебе со мной говорить?!
– А что, нельзя поговорить?!!
– Зачем ты сюда приехал?
И в тот момент, когда старец произносил эту фразу, «узел неверия», как потом мне говорил этот человек, в нем развязался.
– Могу я подойти к вам ближе?
– К Богу подойди ближе.
– Что мне для этого надо сделать?
– Тебе нужно найти хорошего духовника и пройти общую исповедь. Тогда твоя жизнь изменится.
Этот человек стал монахом.
Как Ангелы славословят Бога
Иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского монастыря:
– На Рязанщине есть село Князево. Оттуда в Москву на Афонское подворье, помню, приезжали рабы Божии Марфа и Екатерина. По поручению местных жителей они искали священника. Местный епископ не мог им предложить свободной кандидатуры, сказал, чтобы ехали в столицу, в какой-нибудь монастырь обратились с просьбой. В первый раз им не удалось убедить нашего тогдашнего настоятеля отца Феоктиста (Дорошко), потом они второй раз приехали – опять безрезультатно, и только на третий раз он согласился.
В Князеве жила баба Нюра, как ее там все называли, – родственница старице Феодосии Скопинской († 2014). Она-то и сподвигла односельчан на возрождение храма во имя Архангела Михаила. «Сидела, – говорит, – однажды и думала: вот везде в городах уже храмы открыты, у нас до сих пор закрыт!..» Стала обходить окрестные дома, женщинам предлагала начать действовать…
И вот однажды, рассказывала, собрались они в каком-то местечке в Князеве, откуда был виден храм, да и засиделись там за столом за разговорами за полночь. Стемнело, на улицу вышли – храм горит!! Пламя как-то крестообразно рвется… Кто что похватал, ведра какие-то, а как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!
Крыша у церкви еще со времен, когда там зернодробилка и зернохранилище при советской власти были, покрыта рубероидом, ничего не полыхало. Это такое видение явлено было. Поняли: знак от Бога – нужно храм открывать.
Я, когда эту историю впервые услышал, подумал: наверное, старица Феодосия молилась о том, чтобы в тех местах, где она родилась, был открыт храм или монастырь. Так по молитвам матушки ее родственнице, полагаю, и пришла мысль о том, чтобы местных жителей обойти, поднять на восстановление храма. Из Москвы был прислан священник, а со временем здесь монастырь образовался. Сначала хотели подворье мужского монастыря организовать, но потом женскую обитель открыли (хотя в итоге все равно к подворью мужского монастыря вернулись).
А тогда сразу же удивительным образом в течение полугода 30 сестер в обитель собрались. До этого мы на клиросе вдвоем с братом Трофимом как могли пели, а тут сестры вдруг подпевать стали да перепевать нас…
Помню, как раз на праздник Архангела Михаила я разболелся и не смог утром даже на службу встать. А именно на этот престольный праздник и приехал наш московский настоятель отец Феоктист…
– Пусть сестры уже сами поют… – благословил тогда уж он.
Братии тогда предложено было взять на восстановление Саввино-Сторожевский монастырь, и мы все свои силы сосредоточили там.
А храм в Князеве – удивительное место. До сих пор его забыть не могу. Одна женщина там рассказала, что она шла как-то на уборку храма в субботу перед всенощной и внезапно под окнами услышала невероятно красивое пение. Недоумевает: «Как так батюшка позвал убирать, если служба уже началась?..» Отчетливо слышала много красивых голосов – целый хор. А как подошла к двери храма, смотрит: замок висит… Только к замку, говорит, прикоснулась, пение прекратилось.
У преподобного Варсонофия Оптинского об ангельском пении есть такой рассказ:
«Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел, и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудесное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.
По окончании Литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.
– Это Ангелы Божии, – ответил иерей.
– Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.
– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.
И поляк был присоединен к Православной Церкви благодаря ангельскому пению».
Помню, и мы, когда жили там, в Князеве, однажды тоже шли вечернее правило совершать и услышали пение – изумительнейшее! – у дверей храма. Я тогда вспомнил слова той женщины, как она дотронулась до замка и пение прервалось. Мне тоже нужно было храм открывать, братия уже к храму собиралась. Минуту это ангельское пение было явно слышно, а потом наступила тишина, там уже послышались шаги монахов в темноте…
Когда мы матушке Феодосии рассказывали про этот Архангельский храм, она как-то сказала:
– Господь ходит вокруг храма. Вокруг все заплевано, в нечистоте… Господу негде ступить.
Мне показалось, старица в целом в этих словах выразила мысль о том, что происходит в современном мире: есть Господь, Ангелы Божии, святыня храма, а вокруг такое непонимание, мерзость, чуждый дух…
Чудеса Архангела Михаила
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:
– Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение с библейским названием Эммаус. Возможно, в свое время некий благочестивый помещик дал такое название своей вотчине.
У рок-музыкантов почему-то некое тяготение к подобным названиям: Назарет, Эммаус и т.д. Они и облюбовали эту местность для проведения рок-фестиваля.
Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями просто глушил всю округу – не было спасения от этих децибелов и в монастыре. Особенно дико было слушать во время богослужений клиросное пение в этом своеобразном сопровождении… Искушение!
Матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, переговорив с архимандритом Наумом (Байбородиным; † 2017), получила от него такое благословение:
– Всем в монастыре читать акафист Архангелу Михаилу!
Старец очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на его родине: женский в родном ему селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней преставления отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных.
И вот матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, к ним присоединился и я, проживавший тогда в монастыре, – все мы стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо! Это было невероятно: в монастыре настала полная тишина. Причем стоило только выйти за ограду обители – и там всё гремело! Делаешь шаг назад в монастырь – и наслаждаешься тишиной!
Я сам несколько раз проводил такой эксперимент: выходил – заходил. Снаружи шум, внутри ограды тихо! А ограда-то низенькая, символическая! Вот такое чудо по молитвам к Архангелу Михаилу!
Одно время еще при советской власти и я, и матушка Евпраксия трудились в действующем Малом соборе на территории Донского монастыря, превращенного тогда в музей. Я был там церковным сторожем, а она какой-то период – псаломщицей церковного хора, регентом которого был диакон Иоанн Сарычев – будущий архимандрит Даниил († 2006).
Жизненный путь Ивана Сергеевича, как его тогда обычно называли, был с избытком насыщен судьбоносными катастрофическими событиями в истории страны и Церкви ХХ века, в гуще которых ему было суждено находиться. Эту эпоху вполне можно назвать репетицией прихода антихриста…
Он знал множество ярких лиц духовного звания, простых верующих, исповедников и мучеников, был свидетелем чудесных явлений, которыми обычно богаты такие эпохи, когда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45: 3).
Среди этих необычных событий он свидетельствует, что в некий особо важный момент, когда ему требовалось серьезное духовное укрепление, он получил его от Архангела Михаила, который предстал перед ним в Малом соборе Донского монастыря.
По его словам, этот Вождь Небесных воинств особенно силен именно в Донском монастыре, в котором ему посвящен один из храмов обители.
Подтверждением этих слов отца Даниила явилось то, что когда по вине злоумышленников произошел известный пожар в Малом соборе перед обретением мощей Патриарха Тихона, то в одном из кивотов с довольно большим количеством икон, которые были безжалостно уничтожены пламенем (оно в этом месте достигало особо высокой температуры), именно икона Архистратига Михаила осталась абсолютно неповрежденной и сияла, как только что написанная на чистом золотом фоне…
Слава Богу нашему, слава!
21 ноября 2019 г.