Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Архимандрит Савва (Мажуко)

Невероятно, но слово «христианин» всего лишь три раза встречается в Писании: дважды в книге Деяний и единожды в Соборном послании Петра.

– А как же Павел?

– Ни в одном из четырнадцати павловских посланий нет этого термина.

Апостол Павел не называл себя христианином и к своим ученикам так не обращался. Он пользовался другим словом: «призванный». Сегодня мы говорим: «верующий человек», «православный», «христианин», «человек религиозный», «прихожанин» и так далее. А для апостола Павла главным и дорогим именем христианина было – призванный. 

В начале двух самых обширных из своих посланий – к Римлянам и Коринфянам – он называет себя «призванным апостолом» – κλητός απόστολος. Но и к своим читателям он обращается с таким же словом: «вы призванные» – κλητοί, так что призыв звучит чрезвычайно дерзко и вызывающе для православного уха:

«всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7).

Здесь три важнейших определения:

  • возлюбленный Божий;
  • призванный, 
  • святой.

Если мы называем себя наследниками апостолов и наша Церковь даже в Символе веры провозглашается апостольской, то три эти характеристики – наши имена, наше самоназвание.

Однако смогу ли я написать письмо собрату в вере и подписаться: «Савва, возлюбленный Божий, призванный святой»?

Просто отложите на минутку чтение и произнесите эту формулу, вставив свое имя. Каково? Что вы почувствовали?

– Да ведь это апостолы! Тогда все вокруг были святыми, а кто такие мы? Куда нам, грешникам?

– Но именно это апостол Павел считал нормой для учеников Христа.

Если хотите, эти три определения – формула христианской жизни. 

Однако Церковь живет уже не первое тысячелетие, и слово «святой» с каждым веком теряло свое христианское содержание, приобретая всё более религиозное. В современном церковном словоупотреблении святой – это человек, достигший вершин духовной жизни, чудотворец, религиозный авторитет, имеющий чаще всего всецерковное признание в виде канонизации. Для первых христиан святой – ученик и последователь Христа, святой Его святостью, праведный Его правдой, любящий Его любовью.

Как святость Христа могла достичь меня? Благодаря подвигам поста и молитвы, многолетним духовным упражнениям и соблюдению устава? Нет! Апостол Павел постоянно говорит о даре праведности, который невозможно заслужить, заработать, стать его достойным. 

Святой не значит непорочный и безгрешный. Себя апостол Павел называет первым среди грешников, и это не пустое религиозное кокетство, это слова человека настолько честного, что сложно поставить кого-то с ним рядом. Он святой, потому что живет жизнью Христа. 

Перечитайте слова апостола. Только так прочтите, будто видите их в первый раз, позвольте себе свежесть чтения:

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. 

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).

Павел свят, потому что в нем живет Христос и он живет Христом.

Это очень известные слова, и мы много раз их перечитывали, что совершенно не ощущаем их очевидную скандальность. Но разве это не дерзость – сказать такое:

«А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня».

Возлюбившего меня? Из чего это следует? А дальше еще более дерзко:

«и предавшего Себя за меня».

То есть Христос умер за Павла? Лично за Павла? Значит, и я, как христианин, могу сказать, что Иисус умер лично за меня, за Савву? Откуда такая самоуверенность?

И здесь я тоже попрошу вас прервать чтение и вставить свое имя в эту Павлову формулу, и проговорить ее со своим именем несколько раз, чтобы остаться предельно честным с самим собой, со своей христианской совестью.

Кто эти – возлюбленные Божии, призванные Христом? Это мы с вами, те самые, кто носит имя христиан. Призванные – это мы.

Быть призванным значит пережить призвание – событие встречи с Богом, Который позвал тебя лично. У апостола Павла это произошло очень ярко и драматично, и он всю свою жизнь возвращался к этой встрече по дороге в Дамаск, отсюда отсчитывал свой христианский век.

Однако большинство из нас мало что может рассказать о своем опыте Встречи, и это не страшно, потому что суть призвания – не громкие чудеса, потрясения и обличения, а откровение Божией любви.

Как узнать, что Господь позвал меня? Призвание – это открытие любви Бога ко мне. Жалко, что так затерлись слова – «любовь», «Бог», «откровение», – они совсем перестали отзываться в уме и сердце современного человека, пусть даже и христианина. Но именно с этого начинается моя жизнь во Христе и Христом – Бог любит меня, именно меня, даже в моем грехе и с моими ошибками. И все эти значительные события церковной истории – Рождество Христа, проповедь, Крест, Пасха – это всё про меня и ради меня!

После такого открытия у человека должны отрастать крылья. Только – где они, крылья наши?

Что Бог и Его любовь! Большинство людей живут жаждой любви и дружбы, мечтают с детства любить и быть любимыми и всё же остаются навсегда одиноки, потому что не могут поверить, что их кто-то может полюбить – какой уж тут Бог, если я своим друзьям не позволяю себя полюбить, бегу от их любви и заботы! 

Гораздо проще и уютнее мыслить события евангельской истории в другом масштабе – историческом, универсальном, там, где гиганты духа, маги и короли, а кто я такой, чтобы пристраиваться к такому величественному эпосу?

Кто ты такой? Ты – возлюбленный Божий и призванный святой – вот кто! И все удивительные библейские события не ради магов и королей, не ради космического равновесия, а для тебя, именно для тебя.

Лично тебя Господь позвал, открыв любовь Свою, тебя сделал святым и благовестником. Поэтому всё Евангелие – для тебя и про тебя!

Рождество Христово – не просто красивая сказка про восточных царей, это часть моей семейной истории – да, именно так! Моей и вашей! Нужно достаточно взволноваться и разрешить себе так мыслить. Мы вовсе не сироты и не бездомники! Апостол Павел учил призванных повторять:

мы – свои Богу! 

А если вы не верите на слово, откройте послание к Ефесянам – вторая глава, девятнадцатый стих – вот наше место в Церкви, вот наш наследственный титул!

Таково было самоощущение первых христиан. Это не экзальтация и самовнушение, а единственная норма и отправная точка христианской жизни.

– Ты кто?

– Я – Савва, возлюбленный Божий и призванный святой!

А теперь этот вопрос я адресую вам. Свое имя произнесите в этой фразе ясно и отчетливо, «примерьте» на себя апостольский ответ. 

Получится не сразу и, скорее всего, уйдет много времени на сомнения и раздумья, но оно стоит того. Даже если всю жизнь станете биться и размышлять над этими словами апостола, вы найдете больше, чем те, кто годами прячется в ложном смирении от страха полюбить и быть любимым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.