Христианин потому так и называется, что все делает ради Христа. Легко сказать! Но для начала хорошо бы понять: а что это значит в твоей жизни? А ведь сформулировать некоторые вещи порой сложнее, чем осуществить их на практике. Но если уж ты это пережил, то этот опыт не спутаешь ни с художественным, ни с научным, ни с каким бы то ни было еще осмыслением. И когда он укладывается у тебя в голове, ты продолжаешь делать свое дело — но качественно иначе.
Вот и христианская аскеза не является ценностью сама по себе, а наполняется смыслом только когда она — ради Христа. А ведь есть религиозные движения, где воздержание, скажем, от физической близости мужчины и женщины является лишь свидетельством презрения к этой части человеческой жизни.
Конечно, современному «образцовому потребителю» и христианство кажется чрезмерно ригористичным, хотя если посмотреть на эпоху античности, то жестких запретов в разных религиозных течениях там было хоть отбавляй, и христиане на этом фоне были далеко не самыми большими аскетами. А главное, для христиан принципиально важно было, что даже хранение целомудрия — к примеру, по монашеским обетам — имеет смысл исключительно ради Христа. Если же это делается не ради Него, твоя аскеза теряет всякий смысл. Более того, если ты не вступаешь в брак из презрения к этой — установленной Богом! — форме человеческих отношений, как это было у гностиков, то ты вообще не христианин.
Христианин должен понять, чего хочет от него Бог. И Евангелие для него — это не художественное произведение. Мы же осознаем, что ни Раскольникова, ни братьев Карамазовых не существовало. А Христос был. И апостолы с Ним ходили. И мы — члены Церкви, члены Тела Христова, то есть мы неразрывно связаны с Ним. И это не абстракция, а живой опыт веры, не дающий тебе игнорировать существование Бога. Поэтому так важно понять, чего от тебя хочет Христос.
Да, в жизни каждого из нас есть то, что мы не можем игнорировать. Для человека неверующего это прежде всего он сам. Но для христианина «ты сам» — это как раз одно из препятствий, потому что подлинный ты — это ты, соединенный с Богом. Вот этот-то поиск себя и требует понять, чего хочет Христос, на что Он тебя призывает. И тут миллион сложностей. Главное — не ошибиться в том, чей голос ты услышал.
Владимир Легойда