Митрополит Калужский и Боровский Климент
В среду вечером на пятой седмице Великого поста совершается особое богослужение (утреня четверга), которое называется «Стояние Марии Египетской». В этот день вспоминается покаянный подвиг этой удивительной святой, и на утрене полностью читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Этот Канон очень красив и глубок по смыслу.
В нем преподобный Андрей описывает свою жизнь, называя ее «непотребной», свои деяния — «скверными», душу — «окаянной» и даже приносимые им Богу жертвы — «порочными». И это говорит о себе святой, от юности проводивший свою жизнь в посте и молитве! Невольно возникает вопрос: может быть, это поэтические гиперболы? Или же всем нам тоже надо видеть себя в негативном свете?
Оценка человеком своей жизни, своих действий, состояния своей души зависит от того, к чему он стремится, что считает для себя идеалом. Для пояснения приведу пример. В начале 1980-х одна музыкальная группа получила большой контракт на запись музыкального альбома, что давало ей возможность прославиться и хорошо заработать. Но незадолго до этого руководитель группы отказался от услуг молодого гитариста. Тот сильно расстроился и уехал домой.
По дороге он решил, что будет много работать и станет знаменитым, что они пожалеют о том, что сделали. Они будут каждый раз завидовать, когда увидят его плакаты на улицах, его диски в магазинах, услышат его музыку по телевидению и его концерты на стадионах. Дома он стал много заниматься, работал целыми днями и через два года создал свою группу. С ней он записал свой первый альбом, который через год стал платиновым и разошелся по всему миру. Его группа стала ездить по разным странам с концертами, стали издаваться ее новые альбомы, и она вошла в четверку мировых лидеров этого музыкального направления.
Однако на пике славы в одном из интервью этот музыкант сказал, что считает себя неудачником, потому что ничего из того, что хотел сделать, он не сделал. Дело в том, что он не просто поставил себе цель создать известную группу, объездить весь мир, продать много альбомов. Он хотел, чтобы те, кто от него отказался, стали ему завидовать. Но они-то как раз и возглавили эту четверку лидеров: тоже объездили весь мир по нескольку раз и продали в десятки раз больше альбомов. Они не пожалели о нем и ему не позавидовали. И поэтому, несмотря на то, что с точки зрения людей, которые вообще не стремились к подобной цели, этот музыкант был лидером, достигшим немыслимых высот, — знаменитым, успешным, богатым, но сам же считал себя неудачником.
Преподобный Андрей Критский поставил себе очень высокую планку в духовной жизни. Видя, что не достигает ее, так отозвался о своей душе и своих делах. Если мы, как Андрей Критский и другие святые, ставим своей целью достижение единства с Богом, стремимся подойти ко Христу как можно ближе, то, глядя на свою жизнь, будем ее описывать в тех же эпитетах, что и святой Андрей. В тех же эпитетах, в каких музыкант из нашего примера описывал свое состояние по отношению к группе, из которой был когда-то удален.
Если человек не ставит себе цели реального приближения к Христу и не живет этой перспективой, он не увидит свою душу греховной, грязной, окаянной и тому подобное. Надо признать, что множество людей имеют свой жизненный принцип «жить более-менее прилично». И если такой человек сравнивает себя, например, с Берией или с Чикатило, то может даже посчитать, что он хороший человек.
Но если действительно ставить своей целью приближение к Христу, жить, как Он заповедует в Евангелии, как учат святые отцы, тогда видишь свое несоответствие тому, что говорил Господь, видишь, что твои мысли и поступки совсем не те, какими должны быть по Евангелию. И тогда будешь характеризовать себя теми же словами, что и Андрей Критский. То есть вопрос видения себя в том или ином свете упирается в целеполагание. Оно будет определяться тем, к чему мы стремимся: к возвышенному, то есть «быть святыми, как свят Бог», или наша планка опущена на самую низкую отметку — «быть не хуже других».
Поставив себе цель «будьте святы, как Я, Господь Бог ваш» и начав движение к ней, мы увидим, что наша жизнь очень далека от этой цели. Но если такой цели в жизни нет, если цель — просто стараться поменьше грешить, не выделяться из общего потока, тогда, конечно, мы не увидим свою душу в таких красках. Конечно, и стремление «грешить поменьше» ведет нас к Христу, но Сам Он заповедует нам именно динамику духовного роста: будьте совершенны.
Есть некий минимум, описанный в заповедях, которые Бог дал Моисею и который нельзя нарушать: не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лги, не завидуй и так далее. Но ставить себе целью достижение минимума и все («мне бы троечку и хватит») — это не по-христиански. В Евангелии Господь говорит о том, что блаженны скопцы, которые сделали себя таковыми ради Царства Небесного, но не всем это дано, а тем, кто может это вместить. Идеал таков, а дальше каждый смотрит, сколько он может вместить из этого максимума. Неслучайно в притче о талантах говорится, что одному дано пять талантов, ибо сил человека хватит, чтобы их переработать и принести духовную прибыль, другому дано два, а кому-то — один.
В евангельском эпизоде с богатым юношей (Мф. 19, 16–26), который спрашивал Христа, как ему спастись, ответ был таким: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». И Господь перечисляет ему заповеди, данные людям через пророка Моисея. Юноша говорит, что исполняет этот минимум от юности своей. Тогда Христос говорит: «Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной». И юноша отошел, поняв, что этого сделать не сможет. Те пять талантов, которые предложил ему Христос, оказались для него непосильными.
Так же и святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о спасении и совершенстве» пишет, что спастись не очень сложно, надо только исполнять заповеди, но Христос призывает нас к совершенству. Христианство, особенно это касается монашества, указывает на необходимость для человека не быть привязанным к земным вещам, ибо мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14), а «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Спаситель (Мф. 6, 21). Из Евангелия мы узнаем, что Христос неоднократно призывал обращавшихся к Нему: «Раздай все», «Отдай нищим», «Оставь мертвых погребать своих мертвецов» и «Иди за Мной». И те, кто пошел за Христом безоглядно, кто взыскал этого совершенства, те видят свою душу в таких красках, какими описывает себя преподобный Андрей Критский.
Но прежде чем говорить о себе такими же словами, как преподобный Андрей, мы должны внимательно взглянуть внутрь себя, чтобы увидеть несовершенство своей жизни, ее несоответствие тем принципам, к которым мы стремимся. Если же мы, не имея такой цели, какая была у святых, будем просто употреблять слова, которыми они описывали свою жизнь, для нас это будет либо лицемерием, либо пустословием.
Читая покаянный канон, мы видим в нем отражение высоты души святого Андрея, выражение его подвига, его молитв, его видения мира и своей души. И понимаем: раз Церковь ставит нам такой идеал, такой пример, то мы должны подражать ему не только в употреблении подобных слов по отношению к себе, но прежде всего в стремлении туда же, куда стремился он. Таким образом, сначала мы должны поставить себе цель достичь святости, а потом устремиться к этой цели, и в процессе делания мы уже увидим себя в таких красках. Пока человек к этому не стремится и ничего для этого не делает, он не увидит себя в таком плачевном состоянии. Для него слова святого Андрея останутся поэтическим преувеличением.
Можно сидеть на диване и воображать: если бы я сейчас бежал стометровку на чемпионате мира по легкой атлетике, возможно, я бы выиграл. Но если выйти из квартиры, дойти до ближайшего стадиона и попробовать пробежать хотя бы один круг, то, скорее всего, поймешь, что бегуном мирового уровня ты явно не являешься. Но отчаиваться не следует, надо просто начать делать. Пока мы не попробуем жить по Евангелию, можно рассуждать о своих духовных силах как угодно. Но если начнем трудиться над внутренним своим состоянием, то почувствуем, как близки, дороги, необходимы и точны станут для нас слова святого Андрея Критского.