Бесценное время жизни, дар от Бога, скоротечно и его нужно тратить с умом. Мы задумались о духовном смысле режима дня и тайм-менеджмента для верующего человека и разыскали в интернете мнение опытного пастыря.
На телеканале «Союз» в рамках цикла передач «Беседы с батюшкой» ведущие и гости студии постоянно обсуждают вопросы из повседневной жизни православного христианина.
На этот раз настоятель Оптинского подворья в Москве, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) размышляет, как правильно организовать режим дня, чтобы этот день имел для нас духовную и житейскую пользу.
– Есть ли некий алгоритм обыкновенного дня христианина, и если да, то как следует начинать день?
– Всё начинается с начала. День начинается с пробуждения. Об этом времени однажды прекрасно сказал Анатолий Оптинский:
«Если человек с вечера не решится встать, и не будет иметь внутреннего настроения, устроения, настроя, то поставь над своей головой вместо будильника хоть оптинскую колокольню, все равно не встанешь». То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.
День начинается с того, чтобы элементарно встать вовремя. Передача началась секунда в секунду, в храм приходим – ранняя литургия в 7 утра, поздняя в 10, вечерняя – где в 5 часов, а где в 6, и всё в храме идёт по расписанию.
Церковная жизнь – по расписанию, на телеканале – по расписанию, поезда ходят по расписанию, трамваи – тоже самое, поликлиники тоже так работают.
Есть какой-то порядок. Само наше мироздание названо космосом – κόσμος, «космос» переводится как «порядок».
И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квартира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валялось, не так лежало? Видите, в храме порядок и гармония, вот так должно быть и в доме». Говорят: «Ну, в принципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе.
Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда». Гармония – это нормальное состояние христианина. Потому у нас тоже должен быть порядок в нашей повседневности.
Так, у святых отцов принято в одно время ложиться, в одно время вставать.
– Всегда в одно время?
– Так полагается – назначенное время потом становится привычкой, тебе самому легче, когда всё подчинено порядку, а не просто какому-то веянию или настроению. Мы же службу начинаем не по настроению, а по расписанию, также передачу начали.
Кстати, однажды ехал в такси, меня подвозил мусульманин, и я у него спросил: «Я знаю о ваших определённых правилах жизни, скажи мне: пять раз в день вы молитесь или по расписанию?» Он говорит: «Слушай, самолёты как летают? По расписанию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу?
Нет, у нас тоже все по времени: на восходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все подчинено какому-то порядку. А почему у нас утренние и вечерние правила, когда хотим? В течение дня – тоже по настроению, а так, чтобы в определённый час, – такого в принципе нет. Но хотя бы начало должно быть более-менее фиксировано.
Начало должно быть постоянным, если это от тебя зависит. Это правильно – приводить всё это в порядок, потом возникает привычка, расписание, ты к этому привыкаешь. Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы не надейтесь на себя, если задумали встать».
Некоторые говорят: «А я встаю по наитию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это редкие таланты, я вот так, например, не могу. У меня два будильника, и у многих других тоже. Поэтому обязательно должен быть будильник.
Многие святые отцы дают советы, даже отец отцов Иоанн Лествичник говорит: «С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать».
Казалось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тотчас? А вот если не тотчас, что здесь наступает? В этом тоже есть определённый секрет.
Действительно, надо вставать тотчас. Почему? Потому что как только мы просыпаемся, на наш ум, сознание, мысли начинают действовать тёмные силы. Каким образом? «Полежи пять минут», «болит голова»…
Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?» Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди, умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, ещё немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «ещё немножко полежу».
– А почему утреннее время самое драгоценное?
– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, хоть и полчаса, но они твои.
А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали. Надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы мгновенно вставать.
Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно.
У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие.
А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы её не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты встаешь».
Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?» Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница.
Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь даёт меньше сна и больше бодрствования. Что только ни подумаешь, о чем только ни вспомнишь – и о хорошем, и о плохом.
Если о плохом, то покаешься, а о хорошем – поблагодаришь, вспомнишь о добрых людях, которые тебе встретились в жизни (врачи, учителя, родственники), о ком-то помолишься, о ком-то поплачешь, о ком-то посетуешь, что так получилось, попросишь прощения – хотя бы мысленно.
Бессонница – это время некоторого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.
Тяжело вставать? Тяжело. Но впереди должна идти мысль (я всегда заставлял себя вставать с одной мыслью, ведь вставать было всегда тяжело, и сейчас тяжело): «Царствие Божие нудится; и нуждницы восхищают е».
То есть легко никогда не будет. Когда я говорю слова, что Царствие Божие нудится, это подвигает к тому, чтобы сразу встать. И ещё: «Кому много дано, с того больше взыщется».
Ты знаешь, что это утреннее время проспать нельзя? Знаешь. Кому много дано, с того больше взыщется: первые будут последними, и последние первыми, и тот раб, который знал волю господина своего и не сотворил, бит будет больше, чем тот, который не знал и не сотворил.
У меня мгновенно проносились в голове эти мысли, и я заставлял себя через эти мысли вставать: как только мы просыпаемся, через доли секунды в голове появляется та или другая мысль. Однажды у нас была воскресная беседа в храме с прихожанами, как кому помочь с ранним вставанием.
…Зимой я выходил на службу – не было почти ни одного светящегося окна, то есть люди отсыпались, заходил в храм – храм полный. Людям что – неохота спать? Охота. Они сделаны из других клеток, молекул? Нет, такие же.
Что их вело? Вела впереди всего мысль, душа, забота о своём внутреннем состоянии. А тяжело было вставать? Конечно, тяжело. Если бы это было привычно, тогда бы все окна горели. Значит, любое раннее вставание – это все-таки определённый труд и понуждение.
Спрашивал совета у прихожан: «Как вам удаётся рано встать и себя из кровати вытащить?» Одна бабушка сказала: «Вы знаете, когда просыпаюсь, я из-под одеяла ногу ставлю на ковёр, становится холодно, и тут понимаю, что надо вставать
Поэтому, конечно, важен подвиг понуждения, но он должен быть с конкретной мыслью: начинается день, начинается молитва, на работу попозже пойдёшь, а день христианина начинается с благодарного вставания, умывания – и сразу, прежде всех завтраков и прочего, конечно же, утренние молитвы.
Вопрос телезрительницы:
– Я работаю в детском саду. Когда мы с детками садимся кушать (и я ем вместе с ними, и едят мои коллеги), меня как-то смущает, что я нехотя перекрещу тарелку, хотя они знают, конечно, что я верующий человек.
Но я не знаю, как мне в этот момент быть, или действительно уже креститься как положено и прочитать молитву… Но когда столько глаз смотрит на тебя, то не знаешь, что делать; или вообще не есть тогда?..
– Смущаться не надо. Надо перед тем, как сесть за стол, про себя прочесть «Отче наш», а когда уже сели, ложкой в тарелке сделать крестное знамение. А нарочито креститься не стоит: потом из-за этого может быть какое-то искушение.
Когда вы в кругу родных и близких – это одно, а когда вы на работе, тем более на светской, – другое, там это обычно не принято. Молитву читайте про себя всегда и перед едой, и после еды, а тарелку крестите ложкой или делайте незаметные движения крестного знамения.
Или, как тоже делают, потянулись сначала за хлебом (вперед), потом за вилкой (назад), потом переставили стаканчик (справа) и потянулись к другой тарелке (слева), – у вас получилось широкое крестное знамение на весь стол.
Но если даже этого не получится, просто перекрестите ложкой свою тарелку. Это уже будет для вас осенение крестом, и еда будет благословленной, и молитва, которую вы прочитали, тоже пойдёт в благословение вам и тем людям, которые с вами.
Кстати, еда после молитвы (мысленной или гласной) уже не еда, это лекарство, благословлённое на пользу души и тела.
Итак, возвращаемся к утренним молитвам, с которых должен начинаться день христианина. Часто задают вопрос: «Эти молитвы для всех одинаковы или нет?» Дело в том, что у нас в молитвослове есть утренние молитвы, и они могут быть разными (по состоянию души человека).
Например, начинающий человек должен обсудить со своим духовником, какое правило должно у него быть. Об этом епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены».
Поэтому, если люди начинающие, оно должно быть чуть короче. Постепенно добавляется: через неделю одно добавил, ещё через неделю – другое, через месяц – третье, и в конце концов надо выйти на полные утренние молитвы, которые составляют начало нашего дня.
Епископ Феофан Затворник советует: после того как помолились по молитвослову, своими словами попросить у Бога благословения на наступающий день и, мысленно представив дела в течение дня, испросить помощи Божией, вразумления, вдохновения, научения или предостережения, если знаете, что день будет тяжёлый.
Ещё важный момент. У всех нас есть крест: у священников иерейский, у монахов ещё и монашеский параманный крест, но всякий христианин носит крестик. Я вспоминаю наставление одного из старцев, который говорил: как только просыпаешься, сразу перекрестись и поцелуй свой нательный крестик.
То есть все эти малюсенькие, чисто физические (не только умственные) движения будут помогать преодолеть самый тяжёлый момент, о котором почему-то Лествичник говорит: «Подвижничество начинается с мгновенного вставания».
Некоторые скажут: «Да я очень легко просыпаюсь». Ну, тогда вы счастливый человек, если легко просыпаетесь, большинство из нас все-таки любят поспать и через это просыпают половину своей жизни.
Вспоминается мудрый совет. Учитель все время «тащил» юношу, чтобы он пораньше вставал и не опаздывал на учёбу, а тот все время просыпал. Тогда он однажды подошел к нему, постучал по плечу и говорит: «Знаешь, сынок, те, кто много спит, видят только одни сны, а мы с тобой должны видеть ещё и жизнь».
Кто много спит, видит только одни сны, а потом – такие сны, когда приходится за чрезмерный сон читать молитву Василия Великого (читающий или смотрящий да разумеет, о чем я говорю).
– Каков должен быть духовный результат утреннего правила, и почему его так важно читать до начала всех дел?
– Это благословение Божие, мы с Господом поздоровались, помолились: поблагодарили (первые молитвы – благодарственные), поисповедовались и попросили.
Василий Великий учит нас этому алгоритму: вся наша молитва приблизительно должна состоять из следующего – из благодарности, исповедания и прошения.
Результат этих молитв – настрой алгоритма: как будильник завели, или, если на машине едем, дорогу (навигатор) проложили. Так вот, утренние молитвы – это и есть навигатор на целый день.
Поскольку мы люди верующие, то понимаем, что это благословение Божие на начало всякого дня – тот, кто начал день с Богом, с Богом его и проведёт. А когда начал впопыхах, таким и день будет. Поэтому утренние молитвы – фундамент всего дня.
Мы сейчас говорили про утренние молитвы, которые составляют начало дня, и многие святые отцы советуют нам, чтобы это духовное время утром было как можно большим, – но начинать надо постепенно.
Кстати, относительно меры сна многие святые отцы и подвижники благочестия, наши Оптинские святые говорили, что для здорового человека достаточно 6 часов сна, для болящего или немощного – 7, а что сверх этого, то с покаянием.
Это они говорили в XIX веке, теперь можно ещё час прибавить из-за нервотрёпок, плохой экологической среды.
Но в Оптиной пустыни – духовный оазис, там лес, огороды, источник Пафнутия Боровского. Вот сейчас нас смотрят люди из Оптиной, мои друзья. Там другая экология, на свежем воздухе и при нормальном питании там можно и поменьше спать, но в среднем получается так: 7–8 часов.
Если в среднем человек ложится в 10–11, то при подъеме в 6.00 утра получается 7 часов сна – спокойно можно вставать. А если на работу к 9.00, в 8.00 надо выезжать, то получается целых два свободных часа, если человек не спит до упора.
Поэтому надо начинать постепенно. Например, в 8.00 человек должен начать завтракать, одеваться и выходить на работу, но пусть день начинается сперва за полчаса, потом за 40 минут, за 50 минут, за час до этого времени.
То есть надо постепенно приучаться вставать пораньше, чтобы времени до начала рабочего дня было как можно больше: к утренним молитвам ты можешь тогда добавить и Священное Писание, что тоже является фундаментом нашей духовной жизни.
Старец Амвросий Оптинский давал такой совет: «Обязательно читайте Священное Писание с утра, чтобы потом те мысли, которыми вы напитались, питали вас в течение всего дня.
Смотрите, корова сначала наестся травы, а потом жуёт жвачку, которой напиталась с самого утра. Так и ты, христианин, послушай слово Божие, потому что, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами».
Мы же хотим, например, во время передачи что-то светлое, доброе, назидательное, полезное услышать от нас, простых людей. А здесь Сам Господь говорит через строки Священного Писания.
Мало того, сколько раз я замечал: когда не знаешь, как поступить в течение дня, что сказать, что сделать, как ответить, начинаешь хоть что-то вспоминать из прочитанного утром Евангелия, и обязательно находится ответ из прочитанного, потому что это Сам Господь тебе утром хотел что-то сказать через конкретные строчки.
Со временем Священное Писание должно стать нашим повседневным «завтраком» для души. Мы же не бежим на работу без завтрака.
Если кто-то не сидит на диете, то завтракает. Почему? Это питание для тела, но ведь должно быть и питание для души: утренние молитвы и хоть одну главу из Евангелия, которая, кстати, читается за 5 минут, если это короткая глава, и 7 минут читается длинная глава.
То есть это всего 5 минут, но это завтрак и питание для души, потому что мы всё должны питать – и душу, и тело…