Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы осознали тайну Божественной литургии и причастия — размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Святое Причастие очищает нас, как очищает Святой Дух. Через Причастие невозможно чем-то заразиться. Это как вынести на улицу какую-нибудь грязную вещь и оставить лежать на солнце. Солнечному свету грязь никак не навредит, напротив: солнце может выбелить одежду, сделать ее снова чистой.
Согласно данным одной статистики, священники вообще дольше всех живут на свете. Действительно: редко когда умирает молодой священник. Конечно, такое бывает по Божьему попущению, но, как правило, священники умирают в весьма преклонном возрасте. И ни человеческая логика, ни наука не могут ответить на вопрос, почему так происходит.
Дело в том, что священник постоянно причащается, постоянно вкушает Тело и Кровь Христову. Мы не имеем права спрашивать у причастника, не болен ли он, к примеру, СПИДом, или нет ли у него во рту каких-то ран. Мы причащаем всех, а затем потребляем Святые Дары. И этот факт говорит о том, что Причастие действительно – Таинство Таинств. Это великая Тайна, к которой мы не относимся как должно.
Старец Иаков говорил, что однажды видел каплю настоящей Крови, когда причащался, а в другой раз – луч света, исходивший от Святой Чаши. А святой Андрей Критский, автор Великого покаянного канона, будучи ребенком, впервые заговорил после причастия – до этого он был немым.
Великий святой Иоанн Кронштадтский, причащая, творил множество чудес. Он с такой верой давал людям Святые Дары, что больные выздоравливали, приняв в себя Христа. Вот какая вера была у этого святого и у тех, кто исцелился.
А мы с вами, к сожалению, похожи – знаете, на кого? На детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих, что это.
Если бы мы по-настоящему осознавали значение Божественной Литургии и Причастия в своей жизни, наша жизнь бы изменилась, в том числе и в собственной семье.
Русский старец Сампсон так учил своих духовных чад: «Когда причащаетесь, молитесь, чтобы в это мгновение Господь послал вам духовный дар». Одному старец советовал молиться о даровании молитвы, другому – о даровании смирения, третьему – об избавлении от какой-либо страсти (упрямства, чревоугодия и т.д.).
И вот один человек, который до этого не умел молиться по-настоящему, послушавшись старца, во время Причастия попросил Господа о даровании молитвы. В то же мгновение он осознал, что такое молитва и почувствовал, как оживает духовно.
Вот какие чудеса может совершать Святое Причастие, и мне бы хотелось, чтобы они произошли и в нашей жизни. Такие люди есть. На Афоне мне рассказывали про одного монаха, который, причастившись, в течение трех дней после этого повсюду видел удивительный свет – в келье, в трапезной, над людьми. Этот свет он видел после одного причастия. Рассказывали мне и о другом человеке, который, приступив к Чаше с верой и благоговением, несколько дней после этого не чувствовал голода.
Ему просто не хотелось есть, он чувствовал себя сытым – как трое апостолов на Фаворе, когда они сказали Христу: «Господи, останемся здесь!» Когда тебе так хорошо, ты не ощущаешь голода. Вот что открывает нам Святое Причастие. Но мы не готовимся к нему должным образом и потому не в состоянии почувствовать всё это.
Если человек накануне вечером смотрит телевизор, а утром приступает к Святой Чаше, то он просто не в состоянии ничего понять. И вместо того, чтобы сказать: «Хоть я и недостоин, но причастился!», он скажет: «Ну, причастился я, и что?». Вот именно – что? Ничего. Раз не подготовился, то ничего и не чувствуешь.
Иногда можно услышать от некоторых людей: «Надоело ходить на Литургию!». Но для того, чтобы тебе что-то надоело, нужно сначала в этом разобраться, и только потом – говорить. А ты разобрался? Смог постичь абсолют в абсолютной степени? И так как Божественная Литургия – это Христос, получается, тебе надоел Христос.
Вот и выходит, что ты сам не понимаешь, что говоришь. И ты никогда не знал Христа. Потому что если Его узнать, Он никогда не надоест. Ангелам ведь не надоедает славить Бога! А жизнь в Раю – это непрестанная Божественная Литургия.
Литургия – это попытка пробудить нашу душу к славословию Бога. Она обращает душу к Небесам, уподобляя ее Ангелам, которые непрестанно восхваляют и воспевают Господа, и им это не надоедает. Они славословят Его так же восхищенно, с таким же желанием и удивлением, как в первый раз. И удивление их лишь возрастает. Почему? Потому что они всегда видят в Боге что-то новое, Он открывает им новые и новые стороны Своей святости, величия и света, прибавляя к их миру Свой мир, к их любви Свою любовь, Свое ликование к их ликованию.
И ангелы постоянно удивляются, радуясь о Господе, Который, предваряя их радость, являет им новое, еще более удивительное, и тогда они радуются еще больше. Всё это не имеет конца, и так будет и в вечной жизни. Да, именно так мы будем жить в Раю – постоянно славя Господа, потому что перед нами будет Тот, созерцанием Которого невозможно пресытиться, – Сам Господь и Его любовь. Потому в Раю и не будет ни пресыщения, ни конца.