«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), – как обнадеживающе звучат эти слова Евангелия! Как радостно становится на сердце, когда ты понимаешь, что есть Тот, Кому можно доверить свою проблему. Доверить – и успокоиться, больше не переживать и не волноваться. Как бы хотелось жить именно так, но возможно ли это? Иногда можно услышать такой совет: «Отдайте эту ситуацию Богу» или «Предайтесь на волю Божию» – и опять эти слова о том, чтобы мы доверили себя, своих близких, всю свою жизнь Ему. Легко сказать… А на деле обычно получается следующее: ты молишься, просишь Бога вмешаться в ситуацию, просишь разрешить проблему, но все равно переживаешь, не спишь ночами, думаешь о том, что необходимо что-то делать и самому тоже; тревожишься, унываешь, ропщешь, если ситуация не разрешается быстро или все идет не так, как хочется. В итоге никакого покоя нет. Почему так происходит?
Как-то раз я была участницей одной дискуссии. На богословских курсах обсуждали смысл прошений молитвы Господней. Преподаватель попросил рассказать, какое прошение этой молитвы близко для каждого из студентов. Кто-то считал первое прошение самым важным для себя. Были те, кто говорили, что близкими их сердцу являются слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Были и другие варианты. Преподаватель всех внимательно выслушал, а потом задумчиво сказал: «А святые отцы считают, что самые важные слова в этой молитве: ‟да будет воля Твоя”».
«Великое благо – предаться на волю Божию», – пишет Силуан Афонский. В книге «Старец Силуан» есть целая глава, посвященная этой теме. Называется она «О воле Божией и о свободе». Интересно рассмотреть подробно высказывания старца, ведь он отвечает на очень многие важные вопросы. Так, он пишет:
«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию, и живет пред Ним в страхе и любви. В страхе: как бы не оскорбить чем-нибудь Бога. В любви: душа познала, как нас любит Господь… Душа знает, что Господь милостиво печется о нас. Свидетельствует о делах Божиих Дух Святой, Которого знает душа».
«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию»: доверие Богу требует смирения. Иногда можно прочитать у святых отцов, что полное доверие Богу они приравнивают к святому смирению. Об этом, например, пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «Простота (аплотита) – это святое смирение, то есть полное доверие Христу».
«Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: ‟Господь смотрит на меня; чего мне бояться?” А раньше я не мог так жить», – делится своим опытом старец Силуан.
«Душа познала, как нас любит Господь»: чтобы доверять, нужно знать Того, Кому доверяешь. Знание о Боге дается Духом Святым. Если ты примешь, что Бог благ и безмерно любит тебя, то будешь смотреть иными глазами на все происходящее. Все, через что Господь попускает пройти человеку, бывает только во благо.
«Господь милостиво вразумляет человека, что надо с благодарностью терпеть скорби. Я за всю жизнь ни разу никогда не роптал за скорби, но все принимал от руки Божией, как лекарство, и всегда благодарил Бога, и потому дал мне Господь легко нести скорби», – пишет Силуан Афонский.
«Все принимал от руки Божией». Есть прекрасная молитва Серафима Вырицкого «От Меня это было». В ней очень хорошо объясняются смысл и причина всего того внешнего, что с нами происходит. В нашей жизни нет места случайностям, совпадениям, везению или невезению. Все происходящее в мире, все, что касается нас самих, происходит только по Божественному Промыслу. В «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея описан следующий случай. Один святой старец был болен. Брат, который за ним ухаживал, влил ему в пищу вместо меда льняное масло, которое было очень вредно для здоровья старца. Старец же ел приготовленную пищу молча и ни в чем не укорил брата. Когда брат узнал, что он сделал, то начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты возложил сей грех на меня тем, что промолчал». Старец с кротостью отвечал ему: «Не скорби, чадо, если бы Богу угодно было, чтобы я ел мёд, то ты влил бы мне мёду». И, таким образом, он все возложил на Бога. Даже самую малость святые отцы возлагали на Бога – принимали от руки Божией.
В этой же книге приводится эпизод из жизни Царя Давида. Когда в один из тяжелейших периодов своей жизни Давид подошел со своим войском к Бахуриму, некто Семей из рода Саулова стал злословить его и кидать в него камнями. Подданные Давида хотели убить Семея, но Царь запретил им, сказав: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Люди ведут себя с нами так, как попускает Господь. Пророк безропотно принял это злословие, как от руки Божией, понимая, что искушения, наносимые во время скорби и нужды, привлекают особую милость Божию. Таким образом, и злословие, и поношение, принимаемое от других людей, становятся благом для человека, потому что очищают от грехов, учат терпению, смиряют. Если человек терпит безвинно, то удостаивается особой милости от Бога.
Старец Силуан за все, и даже за скорби, всегда благодарил Бога. Апостол Павел повелевает христианам за все благодарить Бога. И добавляет, что такова воля Божия о нас. Благодарный человек всегда всем доволен. Он не ропщет, даже если не получает просимого от Бога.
«Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится – она говорит: ‟так Богу угодно”. Если болен, – думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле… Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией», – так пишет Силуан Афонский.
Душа, которая предалась на волю Божию, становится мужественной и уже ничего не боится.
В словах ектении «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» заключается суть христианской жизни. Это призыв ко всем христианам. Можно ли научиться жить так, чтобы полностью доверять Богу? Да, можно. В книге «Иллиотропион» описан именно такой случай. В одном монастыре жил инок. Он не отличался от других монахов особенными аскетическими подвигами, но между тем от одного прикосновения к его одеждам исцелялись больные. Однажды начальник монастыря, желая раскрыть причину такого дара и узнать тайну сердца этого монаха, стал его расспрашивать. Монах рассказал, что ежедневно он старался приносить себя Божественной воле, то есть охотно принимал все то, что случалось с ним. И так преуспел в этом, что уже и не молил Бога о том, чтобы все сбывалось по его желанию. Этот монах просил в молитве, чтобы все сбывалось по воле Божьей, то есть так, как совершается в самих происшествиях. Таким образом, он проводил жизнь очень спокойную и радостную: ничто его особенно не услаждало, ничто не сокрушало печалью и не смущало. Во всех своих молитвах он просил, чтобы воля Божественная всегда в нем и во всех созданиях Божиих всецело совершалась. Тогда старейшина спросил монаха, как тот отнесся к недавнему пожару в монастыре. На это монах ответил, что вся эта монастырская потеря не причинила ему ни малейшей скорби, потому что он привык за все – и за скорбное, и за приятное – благодарить Бога и равнодушно принимать то и другое, и уверен, что все, сбывающееся с нами, бывает попущением Божьего Промысла и для нашей пользы. Когда игумен остался один, то произнес:
«Я вынужден сознаться, что дорога, по которой идет этот человек, – ни долгая, ни неудобная, напротив – это самый краткий и простой путь к достижению вершины несомненного и благонадежного душевного успокоения. Путь этот не требует больших пустынножительных подвигов: ни чрезмерных постов, ни долговременных изнурений постоянным ночным бодрствованием, – все это вознаграждается одним истинным желанием во всем подчиняться вполне воле Божией. Это наше желание мы должны каждый день обновлять, поддерживать и укреплять самим делом, чтобы никогда и ни в чем не поступать нам по своему мудрованию, против всепремудрой и всемогущей воли Божией».