Разговор о радости. Часть 1
Боязнь, как бы не случилось чего-нибудь, может довести нас до болезни и лишить покоя задолго до того, как это действительно случится. Мы часто заболеваем, лишаемся радости и наша жизнь становится черной и несчастной, но не из-за самой проблемы, а из-за своих помыслов. Мы боимся, боимся еще до того, как что-то случится, и это доводит нас до болезни. С нами, людьми, что-то происходит — я не знаю, как это объяснить, но мы всегда находим что-нибудь, из-за чего бы нам побеспокоиться. Всегда находим что-нибудь, из-за чего бы впасть в тоску. Бог решает для тебя одну проблему, а ты немного погодя находишь себе новую.
Не знаю, что происходит, но я за всю жизнь еще не видел человека, который сказал бы: «Я счастлив и у меня всё хорошо!» Я не видел человека, у которого решилась бы проблема, а он спустя малое время, через какой-нибудь месяц, не нашел бы что-нибудь новое, о чем бы ему поволноваться. Я не могу объяснить себе этого. И вижу это дома, я говорю не о каких-нибудь незнакомых людях, а о своих собственных родителях.
Когда мама была помоложе, она говорила:
— Вот если у нас дома будет то-то и то-то, то все успокоятся и будут счастливы.
Происходило то, чего она хотела, но она находила себе новую печаль.
Отец говорил мне:
— Вот получать бы мне пенсию, я был бы просто счастлив.
Вышел он на пенсию, и сейчас у него новые печали, он находит новые проблемы.
Когда же человек в конце концов успокоится и скажет, что жизнь прекрасна? Ответ: он никогда не обретет покоя. Почему? Потому что в нашей жизни всегда будет появляться что-нибудь новое.
Нам надо научиться жить, балансируя между скорбью и радостью. Ведь жизнь не одномерна, она не только тишина, свет и счастье, но существует еще и боль.
Кто-то сказал мне:
— Ну почему Бог сделал со мной это?
И я ответил ему:
— Он не сделал этого с тобой, такова жизнь всех людей.
Не знаю, видели ли вы кого-нибудь, кто был бы совершенно счастлив во все годы своей жизни. Ведь все проходят через какую-нибудь скорбь и боль. В чем же тут секрет? В том, чтобы научиться быть хладнокровными и подготовленными. Вот буря отгремела и наступило затишье, но сколько это будет продолжаться? Пять дней, неделю, год? Потом начнется новая буря. В этом мудрость.
Я видел всего нескольких бабушек и дедушек, как-то созревших по жизни от множества полученных ударов, множества встреченных волн. Они стали зрелыми людьми и говорят:
— Дитя мое, я и в радости прославляю Бога, но готов и к тому, что завтра опять громыхнет какая-нибудь бомба, готов опять услышать что-нибудь неприятное.
Эти люди знают, как жить, а нас, молодых, тут же охватывает паника, и мы ни радостью насладиться не можем, ни на скорбь посмотреть хладнокровно, а сразу впадаем в крайности.
Одна женщина сказала мне:
— Отче, я не могу выйти замуж. Мне 35, а я не могу выйти замуж.
Я сказал ей:
— Ты выйдешь замуж, деточка моя!
— Нет, не выйду! Моя жизнь не сложится удачно!
— Да откуда ты это знаешь? Тебе помысл говорит это. Ты выйдешь замуж, я обещаю тебе это!
Сказал я ей это, сам того не зная, и она, к счастью, вышла замуж. В 38 лет вышла замуж. Я спросил ее:
— Ну что, сейчас ты радуешься?
— Очень, отче!
Я этого ждал! Чтобы ты утихла, чтобы мы утихли! Но вот прошел год — и снова тревоги, снова звонки, снова рев, и она опять говорит:
— В жизни моей нет радости.
— Но почему же, дитя мое? Ты ведь вышла замуж!
— Да, но где же ребенок?
Да родишь ты ребенка! Церковь утешает нас и подает надежду. И вот через полтора года она родила. Я спросил ее:
— Ну что, сейчас ты успокоилась?
— Сейчас, отче, мне больше не о чем молить Бога! Я прославляю Его и так спокойна!
Но вот через несколько месяцев снова звонки, снова рев, снова тревога:
— Отче, ребенок еще не говорит. Мы водим его к врачу, но он не выговаривает целых слов!
И, чтобы не растекаться мыслью по древу: мать, то есть жена, но и муж тоже, с незапамятных времен находит себе, чем бы заняться: чтобы ребенок ее закончил школу, чтобы он отслужил армию, чтобы женился, чтобы родил, чтобы у него появился внук, — и так, пока не протянешь ноги, в жизни всегда будет что-нибудь, что бы тебя занимало.
Кто из вас ждет, что в жизни не будет огорчаться ничем, тот обманывается. Это исключено. Есть ли у тебя деньги – у тебя стресс: «Что будет с деньгами, как мне их вложить, что происходит на бирже, что происходит в Европе, что происходит в Америке?» Нет ли у тебя денег – у тебя стресс: думаешь, как бы их заиметь, завидуешь тем, у кого они есть, и чувствуешь себя скверно. Даже богатый, и тот не счастлив, хотя у него всё есть, и бедный тоже не доволен малым, — все хотят чего-то не того, что у них есть.
Мы не довольны в этой жизни, этот мир не удовлетворяет нас, и наша жизнь кажется нам безрадостной и тяжелой. Однако всё не совсем так. Как вы думаете, почему мы не довольны ничем? Ответ, данный одним монахом Казандзакису, когда тот приехал на Святую Гору Афон, тронул меня.
Он его спросил:
— Каким тебе видится наш монастырь? (Монастырь Дионисиат.)
Казандзакис ответил:
— Он очень тесный, очень замкнутый, давит на меня душевно.
Монах ответил:
— Монастырь не виноват, это наш мир мал и не вмещает нас. Наша душа не насыщается малым, но хочет многого, хочет постоянного, того, что не кончалось бы. Но ты его не находишь, — говорит, — ни в монастыре, ни во всем мире.
Вот в чем причина: душа человека хочет абсолютного, хочет бескрайнего, она хочет никогда не умирать.
Одна женщина вышла замуж и написала в своем дневнике: «Как же я его люблю! Но будет ли он у меня всегда?» И сколько же продолжится это «всегда»? 60 лет? 70 лет? Да, он у тебя будет, пока ты будешь жива, ну а потом? Вы разлучитесь однажды. «Я не хочу, чтобы мы разлучались». Но мы ведь умрем. «Я не хочу умирать. Зачем мне когда-то лишаться того, что люблю? Неважно, человек это или какое-нибудь состояние, я хочу быть всегда с ним».
Когда дети выходят из дому, не спрашивай их, во сколько они вернутся. Это самый плохой вопрос, потому что ты портишь им настроение. Они говорят:
— Я хочу пойти развеяться.
— Во сколько вернешься?
— Да оставь ты меня! Во сколько я вернусь…
Потому что ты напоминаешь ему, что этому есть конец, у развлечения есть конец: завтра тебе надо идти в школу, у тебя работа, у тебя расходы, обязательства, — а ребенок так жаждет не возвращаться быстро, ведь ему хочется постоянно радоваться.
Поэтому мы и не радуемся в этой жизни. А вот если бы мы могли благодарить за то, что Бог дает нам, у нас было бы больше сил и выносливости и мы были бы счастливы долгое время. При условии благодарности, однако.
Эта радость, которую Бог дает тебе в жизни, хотя и порциями: немного сегодня, немного через месяц, немного спустя пять месяцев, — ты ее удержи, чтобы она поила тебя и ты не забывал бы ее с такой легкостью. В этом тайна — напоминать себе, что ты не брошен на этой земле.
Если я попрошу вас вспомнить что-то, что Бог сделал для вас, дал вам какой-нибудь дар, то вы увидите, что у вас много таких подарков. Но только, конечно, мы обо всех них забыли, потому что смотрим дальше, на новое. Мы забыли о старом.
Когда я стал священником, то сказал себе: «Как это замечательно, это лучше всего! Боже мой, сейчас я ни о чем больше не буду молить Тебя!» Однако с тех пор молю Его всё о новом и новом. А вот если бы я наслаждался тем, что Бог мне дал, и радовался этому, то был бы благодарен, и моя жизнь была бы прекрасной. Я забыл бы о трудностях, которые вдруг возникают посреди счастья, вызванного предыдущим даром. А когда ты не наслаждаешься тем, что тебе дано, тогда ты его с легкостью забываешь при первом же искушении.
Сегодня ты о чем-то плачешь, а завтра скажешь сам: «Прошло!» Сегодня ты такой, а завтра не будешь таким. Поэтому важно поверить, что в жизни есть не только боль. Ты будешь и испытывать боль, и смеяться в этой жизни. Сегодня плачешь, а через три месяца не будешь плакать, всё вокруг не будет таким же, Бог готовит для тебя подарки, которых ты себе сегодня и не представляешь. Веришь ли ты в это? Вот в чем вопрос.
Веришь ли ты, что Бог не поставил на тебе точку, а есть еще что-то, что Он может тебе дать? Если глубоко в вас есть эта вера, то вы увидите, что будете преуспевать в жизни. Если в нас есть позитивный и добрый дух, то наша жизнь будет весьма ценной и радостной посреди проблем, и мы будем ею наслаждаться.
Живи радостью минуты, радостью сегодняшнего дня. Некоторые люди всё ждут чего-то великого и упускают малое. Пообедали вы сегодня? Есть ли сейчас кто-нибудь очень голодный? «Все мы пообедали. И слава Богу! А завтра не знаем, что будет». Сейчас у тебя болит живот, голова, зуб? «Нет, со мной всё в порядке. Слава Богу, сегодня я здоров! Завтра, может, у меня и будут проблемы, может, и будет какая-нибудь скорбь». Оставь это, пока оно не пришло. Предоставь себе испытывать боль, когда у тебя заболит, заплакать, когда наступит трудный час, а не плачь уже сейчас от своих страхов.
Многие говорят:
— Я так боялся, что пройду через что-то, а в итоге этого не произошло. А я боялся, что пройду через это.
«Ты увидишь, с моим ребенком случится то-то и то-то!» — и ничего с ним не случилось.
Наши помыслы могут свести нас с ума. Мы заболеваем от собственных мыслей. Поэтому давайте вложим светлые помыслы в свой ум, будем читать Евангелие и черпать оттуда надежду и дерзновение и говорить: «Бог не оставит меня! Мой ум не будет видеть всё в черном. Жизнь, она не черная — наступит и что-нибудь лучшее!»
Живи радостью сегодняшнего дня и знай, что завтра Бог подаст тебе и чашу погорше, но потом опять придет и более сладкая. Те из вас, кто читал житие святого Андрея, юродивого Христа ради, помнят, что Бог вложил ему великую сладость в уста, и он забыл обо всех своих проблемах, а потом вложил ему великую горечь и сказал:
— Такой будет твоя жизнь!
И то, и другое. Жизнь не одномерна, то есть в ней не одна только радость и не одни скорби и печали.
Прочитай книгу или посмотри фильм вместе с женой (мужем, детьми), сходи на прогулку, на Святую Литургию, на всенощное бдение. Преображает ли всё это тебя в душе? Это очень важно.
Кто-то сказал мне:
— Ты поп!
— И что же мне делать? — сказал я. — Само по себе это ничего не значит.
Другой сказал мне:
— Ты говоришь замечательные вещи.
— И что с того, если ты внутренне не преображаешься?
Вы преображаетесь внутренне? Чтобы твоя жизнь не была лишена радости, надо, чтобы изменилась твоя душа, а не только шла перемена мыслей. Кто-то сказал мне:
— Отче, я бываю на Святой Горе Афонской и знаю следующих старцев… — и начинает их перечислять. — Я был в Иерусалиме 16 раз! И у такого-то старца был, и у другого старца…
Я сказал про себя: «И ты такой же, как я! Одна поверхностность». И что с того, что ты знаешь такого-то старца? Что? Если я спрошу твою жену, что она скажет мне о тебе? Вот в чем вопрос. Скажет ли она: «Мой муж вернулся с Афона словно ангел!» Вот в этом вопрос.
Перемена, чтобы ты не оставался без радости в жизни, кроется внутри тебя. Церковь хочет изменить нас внутренне, а мы обыкновенно меняем внешнюю сторону. Одна витрина и видимость.
Всё начнется, когда за нами закроется дверь нашего дома, и Бог тогда смотрит, что мы делаем дома, как говорим, как держимся и как становимся холодными и злословим. Там ты и делаешь свою жизнь красивой или несчастной.
Многие дети говорят о своих родителях так:
— Мои родители много говорят, но дома делают не так, как говорят. Одно говорят, а другое делают. Мама ходит в церковь, но когда вернется, она не радостная и спокойная, а расстраивает нас и давит своим поведением. Постоянно ругается: «Выпрямись! Постригись! Сделай это, надень другое! Почему ты такой, почему не делаешь этого?» Это, — говорит ребенок, — не Христова жизнь, которая сделала бы меня счастливым.
Архимандрит Андрей (Конанос)