Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Советы братии Сретенского монастыря

Великий пост – время особых молитв и подвигов. Многие впервые вступают в него с желанием строго соблюдать церковный устав и приобрести особую духовную пользу. Это люди только приходящие к вере, новокрещенные или крещенные давно, но только сейчас начинающие воцерковляться. Что можно посоветовать человеку, который первый раз в своей жизни собирается правильно и строго провести время Великого поста? От чего его нужно предостеречь, на что обратить особое внимание?

Самое важное – это покаяние пред Богом

Иеромонах Лука (Ауле):

‒ Вначале я бы поинтересовался у этого человека, как долго он ходит в храм и что за это время узнал, какие творения из святоотеческого наследия он читал, насколько знаком со Священным Писанием, Евангелием. И, исходя уже из этого, я бы дал ему некоторое руководство относительно прохождения Великого поста.

Тому, кто более-менее что-то знает, я посоветовал бы приобрести, конечно, святоотеческие творения, где можно почитать о наших постах и узнать, на чем конкретно надо акцентировать свое внимание, свои силы и стремления во время поста. Посоветовал бы узнать подробнее обо всех неделях Великого поста, различной строгости телесных постов. О праздниках и особых богослужениях, связанных с постом. Немножко познакомиться со структурой поста.

Тем, кто постится вообще впервые, порекомендовал бы следующее: не нужно обязательно стремиться строго всё исполнять, уклоняться исключительно в строгую букву исполнения постов. Надо помнить, что главная духовная составляющая поста – это покаяние человека, то, что человек принесет Богу в своих мыслях, в своем уме, – вот это важно.

Пост служит нам для того, чтобы ослабить действие страстей в нашем теле. Смиряется тело – и ослабляется действие страстей, человек может более глубоко и более тонко в своем уме помолиться Богу.

Но сразу приняться за строжайший пост тем, кто никогда не постился так продолжительно, – опасно. Знаю это по себе. 20 лет назад я первый раз в жизни строго постился, и мне было физически очень тяжело. В итоге я заболел, и пришлось дать себе небольшое послабление – вкусить раз или два в течение поста рыбы, потому что врачи сказали мне: твой организм еще не перестроился, не привык к постам, сделай послабление, иначе организм не выдержит.

Итак, мой совет тем, кто впервые постится, такой: не нужно обязательно поститься строго, не вкушать ничего, не пить. Если есть какая-то ситуация, когда человек хочет очень глубоко покаяться перед Богом и это просто плач его души, достаточно с благоговением, с рассуждением и советом попоститься, насколько он сможет.

И очень хорошо, когда люди, собирающиеся первый раз поститься, не хотят делать это самочинно, а спрашивают совета – прежде всего приходят за советом к священнику. Это залог успешного прохождения поприща Великого поста, потому что священник дает им благословение – и дает не от себя, а свыше: от Бога, по молитвам тех людей, которые и просят ответа у Бога через священника. По Божественной благодати священник и благословляет, и дает им рассудительный ответ.

Еще раз повторю: самое важное в Великий пост – это покаяние пред Богом. Что включает в себя покаяние? Изменение человека, изменение его жизни. А какое изменение? Ответ на этот вопрос очень важен. И перед тем, как поститься Великим постом, нужно прочитать Евангелие, и лучше всего ‒ прочитать с толкованием, чтобы правильно все понимать согласно святым отцам. Если не опираться на святых отцов, то может так случиться – и часто случается, – что у человека сложатся какие-то бредовые представления и он начнет этим бредом жить. Такое состояние называется прелестью. И тогда говорить об общении с Богом невозможно. Человек просто заболевает прелестью, а в духе прелести говорить о каких-то духовных дарованиях и общении с Богом не приходится.

Некоторые, постясь, ставят акцент на том, чтобы вызвать некое особое духовное чувство. Это неправильно. Никаких чувств не должно быть. Такие чувства часто прельщение человека. Человек должен верить в Бога, слушать Церковь, молиться, рассуждать и советоваться, а правильное состояние посещает нас, когда мы очистим и наполним Божественной благодатью свою душу. Господь посещает такого человека, и христианин радуется, потому что ощущает присутствие Бога.

При этом присутствует покаяние как залог правильного духовного расположения. Чувство глубокого покаяния, слезы о своих грехах. Человек плачет, и этим самым утешается, он чувствует в себе залог от Бога, Бог ему говорит: ты будешь прощен и будешь спасен. Блаженный плач ‒ это и есть умиление.

Когда человек ожидает, что пост принесет ему особые чувства, «блаженство», забывая при этом о покаянии, ничего хорошего не получается

Но когда человек ожидает от поста, что он будет «блаженствовать», забывая при этом о покаянии, ничего хорошего не получается. Святитель Игнатий (Брянчанинов) четко об этом говорит: когда вы встали на молитву и вас посетило умиление ‒ поблагодарите Бога; но если вы снова встали на молитву и ждете исключительно умиления – то вы в прелести.

Вот исходя из этого наставления надо всю свою духовную жизнь во время поста и построить: чтобы этот вопрос стал одним из основных, потому что человек прельщенный никогда не сможет беседовать с Богом, а истинная молитва – это прежде всего слезы и плач о грехах.

План поста и головокружение от успехов

Иеромонах Игнатий (Шестаков):

– Впервые вступающим на стезю Великого поста настоятельно рекомендую внимательно ознакомиться с его структурой, последовательностью недель, праздников, событий и их содержанием, и все это отметить для себя, записать. Часто, имея искреннюю ревность и желание поститься с пользой для души, мы просто забываем о том или ином событии в Церкви. Это происходит из-за невнимательности, неорганизованности и элементарной теоретической неподготовленности. Нам все время кажется, что кто-то нам подскажет, что батюшки напомнят… И в итоге мы пропускаем что-то очень важное, а потом жалеем. Не понимая, что конкретно происходит в храме и на богослужении, мы не получаем в полной мере того молитвенного утешения и той пользы, которые нас ждали целый год или всю жизнь.

Было бы правильно для начала просто взять церковный календарь, просмотреть его целиком за период Великого поста: что, когда, где… Еще лучше было бы спланировать пост, взять и выписать важные моменты, составить для себя такой личный план Великого поста. Заранее прочитать обо всех неделях, что за чем следует. Когда будет канон Андрея Критского, что нас ждет на Первой недели поста, а что на Страстной седмице. Сейчас полно материалов на эту тему, собранных и в книжках, и на множестве православных сайтов. Чтение краткой содержательной информации не займет много времени, но структурирует Великий пост у нас в голове.

Вот, например, один практический момент, с которым может столкнуться новый духовный подвижник. Многие, а в особенности те, кто впервые вступает на стезю Великого поста, просто не знают, что Божественная литургия постом совершается не каждый день. Даже в столичных монастырях, где есть ежедневное богослужение. Просто таков устав поста. Это важно, чтобы человек знал, когда и какая Литургия есть, когда можно причаститься и исповедаться. В условиях мегаполиса, где сейчас и живет большая часть христиан, такие элементарные знания очень важны.

На самом деле неосведомленность и забывчивость присуща и большинству людей, считающих себя воцерковленными и во всем разбирающимися. Это вообще свойственно современному человеку: забывать о главном, а забивать голову второстепенным и ненужным. Потом мы часто жалеем, что именно это, самое важное, драгоценное прошло мимо нас из-за нашей рассеянности и суеты. С ужасом осознаём, что для нас именно это и было самым важным и вожделенным, а не та суета, на которую мы потратили наши время и жизнь. Именно для того, чтобы такого не произошло и мы не пропустили драгоценные моменты встречи с Богом, правильно будет изучить структуру Великого поста, отметить что-то, даже записать, поставить в заметки на своих гаджетах, засыпающих нас информацией. Пусть и там будут правильные «напоминалки».

Можно много говорить о том, как правильно поститься в первый раз, и здесь вновь адресовал бы интересующихся к множеству литературы на этот счет, которая сейчас доступна, так же как и беседы в видеоформате.

Но хотелось бы особо обратить внимание еще на один момент. Очень важно не забывать о таком явлении, как головокружение от успехов. Это общий для всех момент, но для новоначальных особенно. Надо все время помнить, что часто после первых успехов и духовных взлетов следуют падения. Многие по своему опыту знают, что иногда бывает после хорошо проведенной первой недели поста, молитв, всех канонов, Причастия… Когда буквально через день или час неожиданно может произойти искушение и падение.

Самое главное – не начинать превозноситься, пусть и в своих только глазах. Это прямой путь к падению

Избежать этого может в первую очередь человек смиренный и смиренномудрый. В этом случае как раз прекрасно подходит русская поговорка: «Тише едешь – дальше будешь». Не нужно сразу брать на себя ношу, превышающую наши возможности, но самое главное – не начинать превозноситься, пусть в своих только глазах. Это прямой путь к падению и потере всего приобретенного блага. Будем мудры, как змии, и кротки, как голуби. Надо поститься внимательно, осознанно и спокойно. Без раздражения и с любовью к ближним. А нашему смиренному расположению послужат дела любви и милосердия, которые во время поста столь же необходимы, как усердные молитвы и воздержание.

Не бояться и радоваться!

Иеромонах Зосима (Мельник):

– Думаю, важным здесь является мотивация к посту, если говорить современным языком, то есть зачем человек твердо решил поститься. Очень важно желание угодить Богу. Человек только воцерковляющийся хочет максимально, как можно более усердно следовать Уставам Церкви и всем ее постановлениям: правильно молиться, правильно поститься, все делать правильно. Что можно посоветовать такому человеку? Ну, раз он уже решился это делать, то, во-первых, не бояться! Нас и Господь всегда призывает к этому в Евангелии: не бояться ничего. Не бояться голода, болезни, которая якобы сопутствует посту. Многие врачи все время предупреждают: не надо поститься, потому что будет анемия, авитаминоз и прочее. Но если мы посмотрим историю, увидим: от поста еще никто не умирал. Не бояться ступить на такой аскетический путь. И если есть усердное желание угодить Богу постом, то нужно следование полностью Уставу, пусть его называют монастырским, каким угодно, ненужным для мирян, но попробовать именно по Уставу попоститься строго особенно первую седмицу и последнюю стоило бы.

Во-вторых, нужно молиться, по той же заповеди Божией: непрестанно молитесь. И еще, как говорят святые отцы, потому что молитва и пост – это два крыла, которыми душа возлетает к Богу, к высоте небесной. Поэтому молитва очень существенна во время поста, и к ней нужно прибегать, потому что иначе сам пост, аскеза явится просто диетой, а не пособием к духовному росту; а вместе с постом молитва является действенным средством к душевному равновесию и духовному росту.

Молитва и пост – два крыла, которыми душа возлетает к Богу. Поэтому молитва очень существенна во время поста

Ну, и третий совет: радоваться. Господь говорит: всегда радуйтесь! Если будем действительно правильно поститься, правильно молиться, используя советы святых отцов, наших духовных наставников, священников, к которым мы ходим исповедоваться, то и пост, и молитва обязательно приведут к духовной радости, которую Господь сообщает вместе с той благодатью, что приходит в результате аскетических подвигов и стремления к угождению Богу.

Пост, молитва и радость вместе являются и средствами, и плодом наших духовных усилий, можно даже сказать: плодом Духа Святого, который мы приобретаем на стезях поста. Но, главное, к чему должны восходить все наши старания, все наши аскетические упражнения, молитвы, ‒ к любви. Любовь к Богу и ближним – это основание и корень того духовного древа, которое возрастает и приносит плод будущего века в Царствии Небесном.

Не упустить возможность встречи с Богом

Иеромонах Никон (Париманчук):

‒ Надо иметь в виду, что с первого раза вообще человек, возможно, ничего и не поймет. И с десятого даже, может, не поймет. Это все собирается постепенно, накапливается какой-то духовный опыт, и только потом понимаешь, что пост-то должен быть всегдашним, просто мы не способны быть все время в бодрствующем состоянии, нам дается какое-то время для расслабления и время для бодрствования, то есть поста.

Важно не забывать, что еще нужно творить добрые дела, что это тоже входит в круг обязанностей поста. Посоветовал бы не увлекаться своими внешними успехами, любыми, даже духовными (или гастрономическими).

Не забывайте творить добрые дела: это тоже входит в круг обязанностей поста

Пост ‒ это время, чтобы увидеть свою слабость и невозможность, даже при всем усердном стремлении, выполнить то, о чем просит нас Господь: хоть в это короткое время поста быть милостивым к людям, любить Бога, любить ближних своих, воздерживаться от зла, которое можем сделать, попытаться сделать добро, которое есть возможность сделать, но нам это очень тяжело.

Во время поста нас должно сопровождать и чувство покаяния об упущенном. Чувство сожаления об упущенных возможностях, которые нам даются. Мы больше в жизни упускаем возможность встречи с Богом, не в силах отказаться от того, что любим, и это заслоняет от нас людей, которых посылает Бог нам навстречу, ‒ не всегда таких удобных, как нам хочется, от которых хлопоты, проблемы, неприятности, которым надо послужить, а через это увидеть и Господа, Который тоже пришел, чтобы послужить другим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.