В советское время церковная жизнь была закрытой. В Церкви не могло быть социальных работников, волонтеров, сестер милосердия, воскресных школ и еще многого, что стало привычным в наши дни. Сегодня Церковь активна во всех сферах жизни, где востребовано духовное окормление и религиозное воспитание. В то же время нельзя не отметить, что в верующих нет былого прилежания в молитве, таинствах, посещении храмов и монастырей.
Охлаждение в духовном подвиге, хотя бы по сравнению с 80-ми годами прошлого века, характерно для мирян и монашествующих, пастырей и их паствы. Если это общее явление, значит, у него должны быть объективные причины. Так, во многом оно обусловлено внешними факторами жизни: современные люди живут иначе.
Священномученик Киприан Карфагенский еще в III веке благодарил Господа за начавшиеся гонения, поскольку в них Церковь отворачивается от мирских забот и обращается к Богу и начинает, прежде всего, заботиться о стоянии христиан в Истине, об их духовной жизни. Когда ощущается пресс гонений, когда за веру человека может в любой момент постичь то или иное наказание, он начинает проводить жизнь в духовных упражнениях, больше заботиться о вечном, нежели о временном. Все житейское, вещественное утрачивает ценность в его глазах, он боится потерять Бога, а не земные блага. Ведь не сегодня-завтра его могут вырвать из привычной обстановки и отправить в тюрьму, в ссылку, в психиатрическую больницу, а то и вообще расстрелять. Говоря о гонениях в начале ХХ века, у большевиков был один язык — револьвер.
Когда же нет стесненных обстоятельств, человек внутренне расслабляется. На протяжении всей истории человечества сохраняется эта тенденция. Как только материальная жизнь человека благоустраивается, он увлекается заботой о земном, хочет сохранить его и преумножить, что было вчера, сегодня этого ему уже мало. В погоне за материальным благом человек оставляет молитву, подвиг, живое устремление к Богу, ищет послаблений даже в том, что раньше выполнял спокойно.
Обращаясь к Священному Писанию Ветхого Завета, можно вспомнить историю еврейского народа в Египте. Пока там жилось сытно и вольготно, евреи не обращались к Богу. Когда же начались притеснения со стороны властей, они вспомнили о Господе и горячо воззвали к Нему.
Также и в нашей стране в советское время вплоть до начала 90-х годов, когда политические преследования за веру уже прекратились, но материальное положение людей и уровень комфорта еще оставались неудовлетворительными, человек активно стремился к самореализации вне житейской сферы, к жизни по духу Евангелия. Прошло время, про гонения забыли, материальное состояние у большей части населения стало стабильным, и уже наш современник прежде всего стремится иметь постоянное улучшение качества жизни.
Многие скажут, что это нормально. Согласиться с этим мнением можно лишь с оговоркой: это нормально для падшего состояния человека, когда он отделился от Бога и пытается без Него устроить свое благополучие. Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению.
Возможно, помогут только экстраординарные обстоятельства, через которые Господь выводит человека из безразличного, самодостаточного состояния. Приведу пример. Один миллионер заказал для своих сотрудников экскурсию по древнему русскому городу и положил экскурсоводу, человеку далеко не богатому, очень заманчивую оплату. Но было поставлено одно условие: никаких упоминаний о церквях, о православии, о священниках, оставивших след в истории города, только светская история в занимательных рассказах.
Экскурсовод неожиданно для себя оказался в ситуации альтернативного выбора: раз покривить душой и согласиться на эти условия, чтобы получить обещанную плату, или отказаться от проведения подобной экскурсии, понимая, что на его место тут же найдутся другие желающие. Как поступить: быть верным Истине или получить блага? Некогда дьявол и Христа призывал поклониться ему всего один раз и за то обещал «все царства мира и славу их» (Мф. 4, 8).
Подобные выборы встают перед каждым из нас постоянно. Все люди от рождения наследуют поврежденную грехом природу праотца Адама, который предпочел наслаждение вещественным миром сохранению единства с Богом. С тех пор искать земного комфорта свойственно человеку. Но в Крещении мы принимаем очищенную от греха природу Богочеловека Христа и свободу следовать Его заповедям, т. е. искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).
Пока длится наша жизнь, выбор между Небесным Царством и земным комфортом вновь и вновь будет возникать на нашем пути. Нас всегда будет преследовать соблазн принять решение, за которым последует очередная порция земных радостей. Нажимать ли на «педаль удовольствия» или устоять и не совершать поступки, которые противоречат совести и вере, удаляют нас от Христа — каждый из нас решает сам. И каждый сам отвечает за свое решение перед Богом.