Диакон Павел Сержантов удивляется характерному для всех великих людей умению сочетать в себе мудрость и простоту, которое в полной мере постиг преподобный Силуан.
Люди ищут мудрости. Хорошее дело. Мудрое слово выручает в беде.
Слова иного мудреца звучат диковинно, непонятно. Смысл их проступает слишком тихо, как трава по весне проступает сквозь вымороженную землю. Много терпения нужно, чтобы дождаться, дойти до понимания.
А иные мудрые люди способны сразу выложить истину как на ладошке, ее в один момент видно. Такой удивительной мудростью просиял преподобный Силуан. Чистая мудрость в оправе из драгоценной простоты и несомненной очевидности. Я чуть ниже приведу подходящее слово Силуана, обещаю…
Монах Силуан вел келейные записи, их немного. После его кончины записи увидели свет, стараниями настойчивого и благодарного ученика Силуана.
Записи эти почти все о христианской жизни. Сделаны они не где-нибудь, а на Афоне. О чем думалось старцу Силуану в уединении и посреди братии? Он приехал на Афон душу спасать. О спасении и думал. На святой горе Афон совершали свой подвиг сонмы монахов. Кто-то из них достиг святости, кто-то и здесь не нашел самого главного…
Делание иноков на знаменитой монашеской горе многообразно. По монастырям находятся для каждого послушания, сам Силуан, к примеру, был экономом. В переводе на современный язык: он организационно-хозяйственной работой занимался – это внешнее делание. И о внутреннем делании не забывал. В чем оно состояло? Одним словом не опишешь. Отчасти внутреннее делание старца Силуана состояло в хранении ума от помыслов.
Бывают у людей такие помыслы – упрощенно говоря, такие мысли, – которые мешают спасаться. Подчас греховные помыслы нелегко распознать, нелегко от них и отвязаться. Нелегко, но надо. Вот почему монахи так заботятся о чистоте помыслов, не только о чистоте совершенных дел и сказанных слов.
Преподобный Силуан оставил предостерегающую запись о помыслах. Я ее приведу:
«Помни два помысла и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои».
В этом опыте Силуана и нашла свое выражение мудрость.
Представим себе картину: монах живет годами в святогорской обители, ходит на послушания, молится за службами в храме и после подолгу в келье, недоедает, недосыпает. Как-то приходит к нему помысел: «Ты – святой». В урочное время приходит, после какого-нибудь хорошего благочестивого дела.
«Ты ведь пришел сюда прикоснуться к святыне. Радуйся, твои труды не были бесплодными. Ты, монах, прикоснулся к этому сокровищу, святыня Афона сделала и тебя святым», – тихо и убедительно шепчет помысел. Это помысел завуалированной гордости. Монах решительно прекословит: «Нет. Я – великий грешник, но Господь Милостивый простит мне грехи».
Бывает у монахов нападение и совсем с другой стороны. «Ты пришел на Афон прикоснуться к святыне. Принял постриг, много лет стараешься о спасении души, но по-прежнему не чувствуешь святыни. Она здесь, ты живешь прямо посреди святыни, но ты так и не стяжал ее. И, признайся себе, никогда не стяжаешь. По твоей греховности Господь закрыл тебе дорогу к небу», – вот подал голос греховный помысел уныния.
Монах в ответ приносит покаяние и молится: «Я – великий грешник. Господи Милостивый, Ты любишь людей, прости мне грехи».
Старец Силуан мудро рассуждает о помыслах и избегает двух крайностей: нездорового оптимизма и нездорового пессимизма. Избегает действия двух корневых коварных страстей – гордости и уныния.
Какие простые слова у Силуана, и какая удивительная в них мудрость!