Митрополит Антоний Сурожский
Сомнение – одно из самых сложных чувств для христианина.
Вот мне был поставлен вопрос о сомнении. Люди боятся сомнения. И напрасно боятся. Потому что сомнение рождается оттого, что мы истину полностью не знаем и ставим вопрос.
Я приведу пример. Я когда-то занимался наукой, и одна из характерных черт прогресса науки – в том, чтобы ставить под вопрос все то, в чем ты уверился до сих пор.
Если ученый собирает факты, они сначала разрозненны. Потом он их собирает вместе, и получается какая-то общая картина. И как будто она цельная. В тот момент, если он настоящий ученый, он поставит перед собой вопрос: где трещина? Буду искать какой-нибудь факт, который разобьет цельность моего представления, потому что мое представление ограничено.
И вся наука заключается в том, чтоб собирать факты, составлять из них одно целое и ставить это целое под вопрос для того, чтобы оно стало глубже, шире и полнее.
И с верой у нас то же самое. Каждый из нас имеет какой-то опыт о Боге. И этот опыт достоверный, его отрицать нельзя. Он может быть несовершенный, но он чистый. Но он не является полнотой знания о Боге.
И тогда начинает вкрадываться вопрос. Вот, мне представляется Бог таким-то образом. Такой ли Он на самом деле? Сомнение в чем – в моем представлении, а не в Боге. Вот что важно. Так же, как вопрос для ученого – в объективной истине или в его представлении о ней.
И поэтому, когда сомнения у нас появляются, это значит, что я перерос свое неполное представление о Боге, свое несовершенное о Нем знание.
Что Бог мне говорит: да, ты это все теперь познал, а смотри на Меня, я больше этого. Ты не можешь удовлетвориться той картиной, которую ты себе составил, она такая же малая, как ты сам, как твой ум, как твое образование, как твое воображение. Ты откройся и поставь вопрос: что могут другие думать об этом? Какие бывают другие ответы? И не бойся, Я не обижусь, если ты поставишь Меня под вопросом, потому что не Меня, как Меня ставишь, а твое представление обо Мне.
И если так жить, то оказывается, что сомнения являются самой большой силой для прогресса, для движения вперед в познании Бога, в познании Истины.