Иеромонах Арсений (Писарев)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. Поэтому и читали сегодня зачало Евангелия от Матфея, который передает нам слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Кажется, что это всем доступно – простое земное действие: взять да простить. Не творить, не умножать зло, не унижать, не обижать, а простить. На словах-то это легко совершать, а на деле – где взять силы, где взять понимание, чтобы простить всех.
Апостол Павел завещал всем нам: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Чтобы носить чужое бремя надо уметь терпеть. Терпеть не только своих родных и близких, но терпеть даже и самого себя. Многие из нас исполнены греховных привычек и страстей — аз есть первый. Придя в храм Божий или в монастырь, думают, что здесь в одночасье произойдет их исцеление. Но в реальности бывает другое. Человек видит, как происходит падение за падением. И тогда он впадает в отчаяние и уныние. Отчаивается и думает, думает и унывает, что все его труды бесполезны, невозможно ему, застаревшему в греховных привычках и страстях, исправиться и исцелиться. Но христианин не должен слушать этот голос от врага, этот голос дьявола, потому что если человек хотя бы будет желать стяжать ненависть ко греху, то шаг за шагом он будет приближаться ко Христу. Один ученик, уйдя в пустыню, много раз приходил к своему старцу и каялся, что он пал. При этом инок задавал своему старцу один и тот же вопрос: «Что делать?». А старец отвечал: «Вставай и иди». Вновь ученик приходит и говорит: «Я опять пал». И снова старец отвечал: «Вставай и иди». «До каких же пор?!»- возмутился ученик. Авва спокойно ответил: «До самой смерти».
Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповеди Божии и нравственный закон. А подлинное прощение невозможно без отвержения всякой лжи и всякого зла. Отрицание самого греха делает само прощение излишним. Если не существует нравственный закон, не существует, значит, и грех. О каком прощении может идти тогда речь? Но чем человек больше живет духовной жизнью, живет в Церкви, тем более он узнает, что нуждается он в прощении и от Бога, и от другого человека. И тем легче способен он сам прощать. Дорогие братья и сестры! Мы с вами не только братья и сестры во Христе, мы еще братья и сестры по несчастью греха. Мы близки друг другу связью, которая объединяет нас как грешников. Мы все, без исключения, в той или иной степени, нарушаем заповеди Божии. Давайте же исполнимся сострадания друг ко другу и будем молить Господа о прощении всех нас, о вразумлении всех. И прежде всего простим друг друга. Ад начинается там, где нет истинного прощения. А современный человек научился прощать не прощая. Так мы обманываем себя и других. Желание не видеть человека, оставить его, забыть о нем, думать, что простил, просто отвернувшись от человека, затворив от него свое сердце – это так свойственно всем нам. Но горечь, которая остается при таком прощении может потом прорасти в настоящую ненависть, которая может отравить всю жизнь человека.
И что же делать, с чего начать? Вопрос, как у того древнего инока. Надо самому сделать первый шаг к другому для примирения. Если так мы вступим в Великий пост, так и будем идти по жизни дальше. Часто невозможно решить тупиковую жизненную ситуацию без прощения. Вообще прощение – это чудо. И Бог дал всем нам пример, первым простив наших прародителей, Адама и Еву, сегодня изгнанных из рая. И наше прощение, желание прощать, есть результат нашего личного соприкосновения с Богом, с Его Христом. Вообще, народ христианский не должен уподобляться племенам полудиким, жизнь которых строится, вращается вокруг мщения, вендетта, по-разному она называется. И наши предки были такими же больше тысячи лет тому назад. Но благодать Христова преобразила нас как народ, сделала нас другими. Умение прощать – это дар от Бога, не наше достижение. Поэтому наше примирение друг с другом часто начинается на исповеди, в Таинстве Покаяния, которое особо глубоким должно быть именно Великим постом. Для этого он и был устроен Святыми Апостолами.
Подлинное прощение – это обретение Господа и Бога нашего Иисуса Христа и друг друга в Нем. Один из современных старцев любил говорить: «Сейчас для людей два слова стали как неподъемные стопудовые гири – «прости» и «благослови». Язык не поворачивается сказать «прости», когда мы чувствуем — мы правы; что он (она, они) – причина нашего раздражения, гнева, неудач. Так говорил он: «Нежелание прощать других означает нежелание быть христианином». Нам надо добиваться того, чтобы в сердцах наших не было зла на мир окружающий и, особенно, на наших близких и родных. Хотя порой именно родные и близкие приносят нам особенные страдания. Но мы, люди, пытающиеся жить по духовным законам, должны своим примером показывать, как надо исполнять заповедь Божию о всепрощении. И пусть Христос простит нас, поддержит нас, и мы, как верные дети Бога, простим от всего сердца тех, кто обидел нас словом, делом и помышлением. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш Небесный», — так учит нас Благая Весть Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.