Когда человека не смущает недобросовестное поведение просящего, и он готов нести на себе бремя остальных, в том числе и тех, кто не прочь основательно устроиться на его шее — это признак святости. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ничто не делает нас столь подобными Богу, как благотворительность. Однажды к святому Варсонофию Великому, жившему в VI веке, обратился мельник с таким вопросом: «Отче, ко мне пришел иудей и просил, чтобы я помолол его зерно. Что мне делать: помочь или отказать, ведь он ненавидит Христа?» Святой ответил ему: «Если Бог твою ниву поливает, а его — нет, то и ты откажи ему. А если Бог заботится о вас обоих, то и ты понуждай себя заботиться обо всех, независимо от того, иудей он, язычник или христианин».
Встречаются люди щедрые от природы, которые отзываются на просьбы о помощи, от кого бы те ни исходили. С одинаковой легкостью щедрый человек угостит компанию друзей, подаст нищему, купит себе дорогой костюм, одолжит крупную сумму денег приятелю. Он не жалеет денег ни на себя, ни на других. Однако врожденная черта характера — это еще не признак святости. Кто-то от рождения может быть кротким, послушливым, незлобивым — и это тоже еще не святость.
Если у щедрого человека не окажется денег, продаст ли он свои дорогие часы, чтобы помочь ближнему? Святой продаст что угодно, отдаст последнее, сэкономит на себе, но окажет милость. Этим он отличается от человека, просто щедрого по природе. Одно дело давать от избытка или по природной щедрости или, твердо зная, что завтра получишь не меньший гонорар, чем пожертвуешь сегодня. Совсем другое дело нудить себя в любой ситуации поступить по слову Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).
Эта заповедь Господня о милостыне — «на вырост». При безусловной необходимости ее исполнения качество и степень осуществления этой заповеди на практике отражают меру духовного совершенства христианина. Большинство из нас не обладают достаточно развитыми добродетелями: самоотвержением, терпением, поэтому нам необходимо действовать с рассуждением. Есть силы — помоги просящему, испытываешь смущение помочь ему — помоги другому человеку, которому, на твой взгляд, помощь более необходима. Рядом с нами всегда есть люди, о которых мы однозначно можем сказать, что они нуждаются в нашей помощи: одинокие или брошенные своими детьми старики с мизерной пенсией, инвалиды, не способные обеспечить себя. Может быть, сегодня это будет один человек, а завтра — другой, или много лет подряд — один и тот же, но с реальной нуждой. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя прекращать делать добро. Но при этом не стоит осуждать тех, кто помогает всем подряд без рассуждения.
Расскажу о женщине по имени Ирина, которая работает в одном из калужских храмов. Она много лет подряд помогает старушке-соседке, которая не выходит на улицу, — покупает и приносит ей продукты. Характер у этого пожилого человека «не шелковый», периодически она упрекает Ирину в нечестности. Понятно, что эти обвинения совершенно безосновательны, ведь Ирина каждый раз приносит ей чеки, порой сама доплачивает, если не хватает денег на покупки, – это можно проверить. Но время от времени старушка мучает ее обидными подозрениями. И все же, несмотря на эти малоприятные незаслуженные обвинения, Ирина продолжает помогать. Могла бы сказать: «Найдите себе другую помощницу», — но не говорит, потому что понимает, что никому этот человек не нужен. У женщины хватает великодушия перенести обвинения спокойно, понять старческие немощи и продолжать заботиться о соседке, которая без ее помощи не выживет.
Тот же милосердный самарянин оказал милость избитому и израненному человеку (см. Лк. 10, 34—35), по сути дела, первому встречному. Он не рассуждал, кто он – хороший или плохой человек, труженик или бродяга. Поэтому, даже если встретишь попрошайку, или пьяницу, или безработного, помоги ему. Смущаешься дать деньги, помоги продуктами, вещами, а главное, скажи несколько добрых слов, чтобы он не чувствовал себя отверженным. Не радость его довела до такого состояния, а безразличие окружающих.