Во время Второй мировой войны одна международная благотворительная организация прислала в Грецию тонны консервов, чтобы помочь тем, кого война оставила без крова и пищи. Эти припасы не предназначались для подвижников-монахов, возложивших все упование на Бога и Пресвятую Богородицу. Тем не менее местные власти решили, что все монастыри Святой Горы тоже получат свою часть, и таким образом каждому братству на Катунаках досталось около 40 килограммов консервов.
Когда старец Никифор услышал об этом, он пришел в восторг и тут же послал своего ученика (будущего старца Ефрема Катунакского) получить посылку и для них. Отец Ефрем отправился за ней, но, взяв ее в руки, тут же почувствовал, что силы оставили его – не физические, но духовные. Он ощутил в душе оскудение собранного им духовного богатства.
Позже он рассказывал старцу Иосифу:
– Как только я поднял эту посылку, я почувствовал опустошение. И теперь я ощущаю себя просто биомассой из плоти и крови, но без души, словно зверь какой-то.
Старец отвечал:
– Дитя мое, разве ты не знаешь, что я не пошел за этой посылкой? Я слышал об этом, но не стал посылать за ней кого-то из моих учеников. Я желаю питаться от трудов моих, в поте лица вырезая деревянные кресты, а не рассчитывать на пищу, которую не заработал. К тому же разве ты не понимаешь, что эта милостыня предназначалась страждущим, оставшимся в войну без крова? Бог лишил тебя Своей благодати, ведь ты взял эту милостыню, не испросив прежде у Него вразумления в молитве, брать тебе ее или не брать.
– Но я же на послушании! – возразил отец Ефрем.
– Согласен, – ответил старец Иосиф, – я тебя не осуждаю. Выбора у тебя не было. Старец твой не придерживается таких строгих принципов. Однако Господь промыслительно дал тебе почувствовать умаление благодати, чтобы впоследствии ты мог объяснить своим духовным детям, что такие деяния греховны. Бог всегда Один и Тот же. Он не меняет Свои законы в угоду обстоятельствам. Это человеческие законы зависят от эпохи, а Божии – незыблемы и вечны. В Библии сказано: «Бог вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (ср.: Евр. 13: 8).
***
В ту же войну произошло и еще нечто подобное. Греческая подводная лодка подбила немецкое судно, груженное больничными кроватями и другими медицинскими принадлежностями, и пострадало оно так сильно, что команде пришлось его оставить. Однако судно держалось на плаву, и волны прибили его почти к самой Святой Горе. Когда отцы из скита святой Анны увидели судно с красными крестами, они очень обрадовались, зная, что на нем будет множество полезных припасов. Они объявили об этом всем отцам скита, чтобы желающие могли отправиться к судну на весельных лодках и набрать, что кому нужно.
Старцу Иосифу, жившему тогда неподалеку от скита святой Анны, тоже сообщили, но он отказался посылать за припасами кого-то из своих. Остальные же отцы скита отправились к судну и набрали полные лодки чистых простыней, матрасов, лекарств, разнообразных хирургических инструментов и пр.
В ту ночь старцу Иосифу было наводящее страх видение. Он увидел Ангела Господня, проходившего по скиту от каливы к каливе, а в руках у него был список с заголовком: «ТЕ, КТО ГРАБИЛИ КОРАБЛЬ». В него Ангел заносил имена монахов, которые что-то взяли с судна. Когда он подошел к каливе старца Иосифа, он спросил его грозно, но с легкой улыбкой:
– А ты тоже брал припасы с корабля?
– Нет-нет, мой дорогой Ангел! – воскликнул старец Иосиф.
Ангел ласково ему улыбнулся, зная с самого начала, что старец ничего не брал. Старцу Иосифу стало ясно, что все занесенные в список однажды дадут за это ответ перед Богом.
Кто-то может возразить, что отцы ничего ни у кого не крали, но надо понимать, что монашествующие призваны стремиться к совершенству, поэтому они прилагают усилия не иметь ничего такого, чего не заслужили. Это не означает, что они не могут принимать милостыню. Сам старец Иосиф согласился принять пожертвование, когда речь не шла о том, чтобы взять что-то без спросу. Во время нацистской оккупации Греции немцы решили оказать помощь голодающим монахам Святой Горы и отправили к ним суда, груженные пшеницей. В этом случае старец решился принять свою долю пшеницы, в которой они крайне нуждались.
***
Отец Афанасий (Кампанаос), не будучи уверен, следует ли ему остаться со старцем Иосифом, спросил его:
– Есть ли воля Божия остаться мне здесь, с вами?
Старец ответил:
– Ты хочешь знать волю Божию или волю человека Божиего?
Отец Афанасий, опытный в духовных делах, ответил:
– Хочу знать волю человека Божиего.
Он понимал, что узнать волю Божию и не исполнить ее духовно опасно. Если же он не исполнит волю человека Божиего, его духовная ответственность не так велика. Отцу Афанасию было известно, как сильно будет бороть его диавол, чтобы заставить отступить от воли Божией, если он ее узнает.
И тогда старец Иосиф сказал:
– Раз уж ты пожелал узнать волю человека Божиего, мой тебе совет: вернуться в свой монастырь, ведь ты привык к менее аскетичному образу жизни и здесь ты не потянешь. К тому же у себя в монастыре ты сможешь применять свои медицинские познания на пользу братии, и довольно с тебя.
Однажды старец Иосиф открылся отцу Ефрему Катунакскому:
– В те времена, когда он спрашивал меня о воле Божией, я имел такое дерзновение в молитве, что мог спросить Бога о любом деле и Он открыл бы мне Свою волю.
***
Однажды, когда старец Иосиф жил в Малой Святой Анне, отец Ефрем Катунакский заметил, что они использовали много воды, чтобы помыть что-то не слишком важное. Обращаясь к старцу, он сказал:
– Смотрите, геронда, как бы не опустела ваша цистерна для воды, ведь дождя не было уже несколько месяцев.
Услышав это, старец Иосиф сильно огорчился и, с видом глубокого разочарования посмотрев на отца Ефрема Катунакского, ответил:
– Я в нее даже никогда не заглядываю, есть там вода или нет. Я оставляю это на усмотрение Честного Предтечи.
Старец был недоволен таким рациональным подходом к делу, показавшим недостаток веры в то, что Предтеча сам печется о них. Вот какая вера была у самого старца!
Иеромонах Ефрем,
скит преподобного Нила Сорского, Аляска