Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Время бежит… И уже подходит третья подготовительная Неделя (воскресенье) к Великому посту. Она имеет два особых названия. Первое – Неделя мясопустная (в переводе с греческого – Ἀπόκρεω, что значит «воздержание от мяса, прекращение мяса»). В этот день, как становится понятно из названия, мы заговляемся на мясо. Второе название – Неделя о Страшном суде. Как и предшествующие ей недели, она получила свое наименование от того, что во время Божественной Литургии читается повествование из Евангелия от Матфея (25: 31–46) о Страшном суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников – «овец» и грешников – «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную.

Чтение этого повествования за неделю до начала Великого поста очень логично. Данная притча отрезвляет наше сознание, ставит нам цели на ближайший пост, дает повод к исправлению наших страстей. «Память смертная», память Страшного суда, согласно святым отцам, способствует исправлению нашей жизни.

Неделя мясопустная, наряду со следующей сыропустной Неделей, исторически были самыми древними подготовительными неделями к Великому посту, недели о блудном сыне и мытаре и фарисее появились гораздо позже.

Предваряет это воскресенье Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Святитель Афанасий Ковровский так говорит об этой субботе:

«В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и… в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу. Церковь поминает в этот день тех, кто погиб при невыясненных обстоятельствах, за кого в обычные дни не молятся, тех, кто трагически погиб и т.д.

В само воскресенье о Страшном суде богослужебные песнопения Триоди связаны именно с описанием, толкованием Страшного суда (причем шире, чем в рамках данной притчи). Стихиры этого дня покаянного характера, а также раскрывают величие того грандиозного события, которое предстоит всем нам. Везде подчеркивается, что никто из людей не сможет избежать будущего суда. Это событие уравнивает всех: и правителей, и богатых, и нищих.

Например, в этой стихире нам рисуется внушительная картина грядущего события. В подобие человеческого суда, ставится место для Судьи, открывается книга, в которой записаны все людские поступки, рядом в страхе стоят Ангелы. И мы просим Господа обратить страшный приговор нам покаянием:

«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы? Егда же услышим зовуща Его, благословенныя Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку, кто потерпит страшнаго онаго изречения? Но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя».

В переводе на русский язык:

«Когда поставлены будут престолы, и откроются книги, и Бог для суда воссядет, о, какой страх тогда, когда Ангелы предстоят в страхе и река огненная увлекает! Что тогда будем делать мы, люди, во многих грехах повинные? И когда услышим Его, призывающего благословенных Отца в Царство, а грешных отсылающего в муку, кто выдержит страшный тот приговор? Но единый Человеколюбец, Спаситель, Царь веков, прежде чем конец наступит, покаянием обратив, помилуй меня!»

Как и в прошлое воскресение, одним из самых ярких моментов всенощного бдения является пение еще одного – 136-го – псалма «На реках Вавилонских» к обычным полиелейным – 134-му и 135-му – псалмам. К каждому стиху этого псалма припевается «Аллилуия». Как и в прошедшие два воскресенья, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрене «Покаяния отверзи ми двери». Причем стихира к 50-му псалму «Множество содеянных» исторически исполнялась именно в этот день, что следует из ее смысла:

«Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости».

В переводе на русский:

«О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид, взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».

Канон, который читается на этой неделе, написан преподобным Феодором Студитом также в покаянном стиле и с тематикой Страшного суда:

«Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов, но ослаби ми, остави, и стоянию мя, Христе, избранных Твоих соучини».

В переводе на русский:

«Изумляет и страшит меня неугасимый огонь геенны, червь горький, скрежет зубов; но отпусти, прости мне и туда, где стоят Твои избранники, и меня, Христе, помести».

Еще одна особенность службы этого дня: мы впервые слышим в качестве катавасии ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского.

По третьей песни канона исполняется умилительный седален «Объятия Отча». На самом деле это остаток древнего кондака преподобного Романа Сладкопевца. Он поется также во время монашеского пострига:

«Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися».

В переводе на русский:

«Помощник и покровитель сделался мне спасением: Он – мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего – и вознесу Его, ибо славно Он прославился!».

На Литургии читается Апостольское чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 8: 8–9), в котором говорится, что пища не приближает нас к Богу, что всё мы должны делать для Бога. Но если моего ближнего смущает пища – не буду есть мяса вовек. Это чтение относится как раз к заговению на мясо.

Следующая седмица (неделя) называется сырной, а в народе – Масленицей. Мясо уже есть нельзя, однако эта седмица сплошная, то есть и в среду, и в пятницу можно употреблять скоромную пищу, хотя, по логике Устава, в эти два дня пищу предписывается употреблять один раз в день. Появление такой полупостной сплошной недели обусловлено древним предпостом, о котором мы знаем уже с VI века. История связывает происхождение этой седмицы с именем царя Ираклия. Устав же говорит о том, что мы вкушаем сыр и яйца в среду и пятницу Сырной седмицы «в опровержение ереси яковитов и тетрадитов», то есть это имеет антиеретическую направленность. Более того, ограничение мяса помогает войти в пост аккуратно и постепенно, в том числе чтобы избежать вреда для желудка.

На Руси Масленица всегда проходила бурно: люди развлекались, играли в различные игры, заговлялись, ходили в гости перед Великим постом. Однако в богослужебном плане Церковь всё больше и больше готовит нас к посту. В среду и пятницу совершаются великопостные богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина с поклонами, Литургия в эти дни не совершается.

Этим и характеризуется особое настроение Сырной седмицы: с одной стороны, заговление перед постом, народные гуляния, с другой стороны – великопостные богослужения в среду и пятницу. В субботу Сырной седмицы вспоминаются все преподобные отцы, в подвиге просиявшие, как образ тех, кто своей жизнью показал подвиг поста. Следующее же воскресение будет называться Неделей сыропустной, или Неделей Адамова изгнания.

Серафим Алпатов

5 марта 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.