Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Беседа о мытаре и фарисее. Часть 2

Архимандрит Андрей (Конанос)

(Окончание. Начало см.: Я лучше других?)

Как-то подошел ко мне один человек и говорит:

– Очень хорошая Литургия! Я остался доволен Литургией.

Я сказал ему:

– Эта Литургия была хорошей, потому что и ты был с нами! Ты молился вместе с певчими, с народом, со мной – и мы с тобой! Это была не моя Литургия, а наша. И ты вложил свое дарование, свое сердце, любовь, боль, чувства, и я приложил свои руки, тело, уста, и мы совершили Святую Литургию.

Как-то я пошел в одну церковь, где было так хорошо. Действительно, я всё время ощущал благодарность Богу и за народ, молитвы которого, ты это чувствуешь, оживляют тебя, и за певчих, которые пели так смиренно, торжественно, стройно, с большим благолепием и благоговением. Ни крайностей, ни поспешности. Замечательное равновесие. Мера во всем. И я сказал себе: как хорошо было бы, если бы и мы были такими.

Мы все нуждаемся во всех. Вот что бы я делал без иподиакона? Это твое дарование. Незначительное, скажешь ты: да что в этом такого, чтобы подать ладан, согреть воду и подать теплоту для Святого Причастия, разрезать просфоры? Да, но только что бы я делал без этого? Поэтому говорю тебе:

– Я нуждаюсь в тебе!

– И я в тебе нуждаюсь, потому что без твоего присутствия Святая Литургия совершиться не может!

– Да, но и без твоего присутствия тоже не может!

– Как бы нам не разругаться сейчас!

– А что, давай разругаемся! Из любви…

Это спор из любви, из-за того, что я нуждаюсь в тебе и ты во мне. И ты говоришь, что считаешь другого важнее себя, и другой говорит, что считает тебя важнее, а Бог, Который смотрит сверху, радуется и говорит:

– Молодцы, вы поняли смысл жизни! Поняли, зачем Я дал разнообразие! Я дал разнообразие, чтобы установилась гармония, – говорит Христос. – Я дал разнообразие дарований, чтобы установилось единство духов, единство душ, единство характеров.

Потому что если бы Он всё дал одному человеку, другие стали бы чрезмерно завидовать ему и говорить:

– У него есть всё! А у нас ничего!

Ни у кого нет всего, и нет такого человека, у которого не было бы ничего. У всех нас что-то есть. И все мы очень нужны.

Об этом трудно всё время думать и помнить, поэтому ты забываешь об этом и начинаешь отождествлять свое дарование с самим собой. Думаешь, что, поскольку Бог дает тебе что-то, то ты должен отождествить это со своей личностью, а не скажешь, что это просто твоя роль. Как бы тебе это объяснить?

Представь себе кого-нибудь, кто играет в театре роль царя, какой-нибудь важной персоны, ученого, сделавшего крупное открытие. И поскольку он играет эту роль, то, когда представление закончится, пойдет к себе домой. И если на улице его увидит кто-нибудь, то обратится к нему так: «А, вы врач из того фильма!» – а он уже и доволен. Он приписывает это себе и забывает, что это роль, которую он играет, а не его «я», нечто такое, что ему дали: роль, дар, который ему дали, – играть в этом спектакле.

Такова реальность и нашей жизни. Не то чтобы мы играли в театре лжи, я не это имею в виду, мой пример указывает на другое, а именно: чем бы ты ни владел, это не твое. Не забывай об этом, не приписывай его себе.

Пусть каждый спросит себя: а отдаю ли я то, что у меня есть, на общую пользу? Употребляю ли это для всех или приписываю себе и превозношусь, будто я нечто? И что такое я?

Если увидишь, что ты собой реально представляешь, то поймешь, что ты совершенно обычный человек, очень незначительный человек – ты то, что сказал мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13). Я грешник, у меня есть немощи, у меня эгоизм, себялюбие, нарциссизм, эгоцентричность, самопревозношение, ревность, неприязнь. Всё это у меня есть. И это не дарования, а мои реальные раны. Это мой реальный портрет.

Особенно мы, священники, сильно рискуем забыть, что то, чем мы являемся, – это бесспорный дар Божий. Видишь, например, что за день до рукоположения он обычный человек, которого все – соседи, близкие – его видят и говорят:

– О, привет, Георгий! Как дела?

Обычный человек. Но на другой день Георгия рукополагают, и если раньше ему говорили обычное: «Добрый день!» – и одни его знали, а другие нет, то тут вдруг все его уже знают. Он внезапно становится эпицентром, все целуют ему руку, он уже отец Георгий, и у него берут благословение. Или отец Николай, отец Анастасий, какое угодно имя. Раньше он был одним из многих, а сейчас его все замечают и обращаются со словами: «Отче», «Отче, благословите!» И если ты в душе забудешь, что «на самом деле они целуют не меня, а Христа, ищут не меня, а Бога через меня», то сильно рискуешь приписать всё это себе и счесть своим.

Я где-то читал, что это огромная ловушка и для нас, духовников. Кто-то говорил, что ряса иногда дает нам большую власть и честь, но мы должны соответствовать ей своей жизнью, высотой души. Надо помнить об этом и говорить: «Нет, постой! А кем я был вчера? Так что же я из себя сейчас строю? И дарование, которое у меня есть, оно для Бога, для людей, для моих братий. Оно не мое, Церковь дала мне его для Церкви!»

Из всего, что я сказал тебе, ты понимаешь (верю в это), что вытекает одно слово – «любовь». Наши дарования должны служить любви. Если твое дарование не заставляет тебя любить больше, отдавать себя больше, раздавать себя больше, жертвовать собой больше, тогда оно не достигло цели. И жаль, что Бог его тебе дал! Бог смотрит на нас и говорит:

– Я не для этого давал его тебе! Я дал его тебе, чтобы ты любил! Ты должен выучить еще одно слово, кроме слова «любовь». Я хочу, чтобы ты запомнил эти два слова, а именно «любовь» и «единство». Единство с другими. Я даю тебе дарование, чтобы ты соединился с другими, стал ближе к другим. Чтобы не обособлялся, а привязался, и вы все стали одним крепким объятием, твердо сжатым кулаком.

Это очень важно. А то видишь иногда супругов, которые расходятся, а оба такие замечательные. Муж, например, работает в каком-нибудь офисе, он бухгалтер, очень интеллигентный, она – преподаватель музыки. Образованные люди, обаятельные личности, но, к сожалению, дарований своих не привели к единству, и они их не сблизили. Они употребляют свой дар – интеллект – на то, чтобы бросать едкие слова, уязвлять друг друга и наконец разойтись. Они не применяют своих дарований на то, чтобы объединиться и полюбить друг друга.

Ты, живущий где-то на чужбине, в Греции, на Кипре, на островах! Я и ты – мы с тобой не чужие, мы не изолированы друг от друга. Нет ничего, что разделяло бы нас, мы с тобой не противники, не соперники. И если сейчас, когда я говорю, предстанет Христос перед нами, мы оба остановимся, воззрим на Него и скажем:

– Господи Боже наш, Творче и Избавителю наш! Мы оба идем к Тебе, мы едины!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.