И вот Христос именно так смотрит на природу. Он — человек, но человек без греха. Он смотрит на природу не с точки зрения земледельца и не с точки зрения того, кто хочет обладать природой, властвовать над ней. Он смот рит на нее как на выражение премудрости Божией, которая создала такую красоту, вложила в нее такой глубокий, тонкий смысл.
В наше время очень важно вернуться к Христову отношению к природе, к ее красоте, к ее значению самой по себе, a не только в соотношении с нами. Вглядываясь в нее, важно думать не о том, какую пользу мы можем получить от нее или какая опасность в ней кроется.
Мы можем смотреть на природу как на нечто вызванное к бытию Богом не только для того, чтобы явить совершенную красоту, но и для того, чтобы в свое время, освободившись от гнета греха, который положил на нее человек, стать частью Божественного Царства, когда Бог будет все во всем (1 Кор. 15: 28).
Есть место у апостола Павла, где он говорит, что вся тварь стонет в ожидании откровения чад Божиих. Стонет вся природа, вся земля, все небо, все мироздание, ожидая момента, когда человек вернется к Богу и сможет повести все созданное к Богу, когда человек сумеет, став сам обоженным существом, т. е. существом, в котором живет Бог и которое укоренено в Боге, все созданное привести в глубины Божественной жизни, подобно тому как пастух ведет стадо. Это наше призвание.
В начале Библии сказано, что человеку была поручена власть над творением, но не для того, чтобы поработить его, не для того, чтобы властвовать над ним, подобно тиранам, мучителям, диктаторам, a для того, чтобы поделиться с творением всем своим знанием, вести его к той полноте, к которой оно призвано, к тому, если можно так выразиться, чтобы оно стало видимым одеянием Божия присутствия.
Это тема современной экологии, очень важная для нас. Мы должны понять, что наше христианское призвание заключается, между прочим, и в том, чтобы самим погрузиться в Божественную стихию, очиститься от всякого греха, от всякой нечистоты, от всякой тьмы, которая нам закрывает общение с Богом. И следующий шаг — примером, любовью, заботой, мудростью своей увлечь все мироздание за собой в глубины Божии.