Чтобы Страстная седмица прошла без суеты, можно заранее составить список всех необходимых дел, которые желательно сделать до Пасхи. И все, что можно сделать заранее, наметить на понедельник или вторник. В первую очередь это касается уборки. Например, в понедельник можно постирать шторы, помыть окна и холодильник. Не устраивать большую уборку на целый день, а выделить не более двух часов для строго определённых дел. Не все получилось, не все успела – не страшно, не самое главное в жизни, двигаемся дальше.
В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути.
Вернувшись из школы, старшие дети вместе с младшими приводят в порядок свои «зоны ответственности» – игрушки, парты, ящики. Чтобы сохранить порядок до Пасхи, малыши с этого дня могут выбрать только три игрушки на целый день, ни во что другое играть уже нельзя – ни в железную дорогу на всю детскую комнату, ни в кубики, ни в лего. Такое ограничение в эти несколько дней помогает и выделить это время как совершенно особенное, и будет развивать фантазию у наших избалованных обилием игрушек деток, и позволит несравненно меньше времени тратить на ежедневную уборку во все оставшиеся до Пасхи дни.
В понедельник мы заканчиваем делать украшения и поделки к Пасхе. Это могут быть деревянные яички, подставки для них, легкие яички-подвески для пасхального дерева, самодельные открытки, пасхальные надписи и рисунки для украшения дома, слова «Христос Воскресе» и буквы «ХВ» для домашних икон, расписные коробки для освящения яиц в Великую Субботу – в общем, это последний день для всякого рода поделок.
Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия, и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.
Также как и в понедельник, дети идут в школу, папа – на работу. Сегодня убираемся во всем доме. Также именно сегодня можно подготовить одежду на пасхальную службу: что-то нужно постирать, что-то догладить. Таким образом, сокращаем количество дел на предпасхальные дни. Вместе с младшими детьми идем встречать старших из школы, и все вместе отправляемся на небольшую прогулку в лес. Ищем самую красивую веточку. Дома эту веточку ставим в вазочку на подоконник. Все эти дни наши дети – дикие городские жители – будут наблюдать, как на нашем подоконнике, на веточке созревают и распускаются почки, а к Великой Субботе должны появиться маленькие липкие листики. Это и будет наше «пасхальное дерево» – на эту веточку мы повесим легкие яички из папье-маше, пенопласта, ткани.
Также сегодня мы сеем пшеницу – в подготовленную плоскую миску насыпаем покупную садовую землю, дети высеивают зернышки пшеницы для проращивания, поливают. К Пасхе это будет целое лукошко нежной свежей травки, на которую можно будет выкладывать съедобные или деревянные яички, спрятать в высокой траве пушистых цыплят.
Сегодня же мы готовим цукаты из апельсиновых корок для кулича и творожной пасхи. Дети мелко нарезают все, что может понадобиться для выпечки: один измельчает миндаль, другой очищает коробочки кардамона, третий снимает цедру с лимона – каждому найдётся дело.
На общей молитве снова все вместе читаем что-то из повечерия Великого Вторника. И на ночь – снова читаем из детских воспоминаний об этих днях.
В этот день Иуда предал Господа. Напоминаем детям об этом с самого утра, отправляя их в школу. Снова можно прочитать дома хотя бы несколько молитв из службы Великой Среды. Тексты служб можно скачать в интернете, отдельные молитвы выкладываются также на портале Православие.Ru. Один только кондак дня – и вот уже будет память о том, что сегодня за день. Одна молитва утром – это одна минута, это время, которое есть у самой занятой, самой многодетной и самой многозаботливой мамы. Это отнюдь не подвиг, это не трата драгоценных сил – это самый настоящий источник духовной бодрости.
Пока дети в школе, готовим обед на два дня, чтобы завтра, придя из храма, сразу сесть за стол.
В этот день, в среду, мы печем куличи, и из того же самого теста – пасхального ягненка, агнца. Когда-то я пыталась выпекать куличи в Страстную Пятницу – чтобы были к празднику совсем свежими. Но в таком случае на пятницу остается такое невероятное количество дел, что на службы действительно не остается ни сил, ни времени. Потом я решила печь куличи аж в понедельник – но потом поняла, что и в среду на это будет достаточно времени. Наши куличи, выпеченные в Страстную Среду, и к Антипасхе остаются мягкими – если, конечно, они вообще остаются. У некоторых моих подруг куличи, выпеченные заранее, черствеют, поэтому привожу наш вариант рецепта.
Взять 6 стаканов муки, 50 г свежих дрожжей, 15 желтков, по 200 г сливочного масла и сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100 г цукатов, 50 г миндаля, 100 г изюма. Дрожжи развести в стакане сливок, замесить опару из половины всей муки. Когда опара поднимется, ввести желтки, растертые блендером со сливочным маслом и сахаром, смешать с оставшейся мукой, взбитыми сливками, толченым кардамоном, мускатным орехом, измельченным миндалём, цукатами, изюмом. Тесто как следует вымешивать руками в течении получаса. Оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова его вымесить, оставить подниматься. Поднявшееся тесто еще раз обмять, наполнить бумажные формы до половины. Выпекать при 180 градусах.
Выпечка куличей – дело хитрое, но занимает не так уж и много времени. Тем более и дети могут помочь – взбивать сливки с помощью миксера, растирать блендером или в комбайне желтки с маслом и сахаром, а потом – выкладывать тесто в формочки. Пока мама вымешивает тесто, старшие дети могут вслух почитать сегодняшнее чтение из Священного Писания про многострадального Иова, и есть время обсудить прочитанное. Можно всем вместе петь «Се, Жених грядет в полунощи», «Егда славнии ученицы…». В доме появляется особое настроение – «уже вправду скоро Пасха». Настроение особенной тишины.
Пока тесто поднимается – обедаем, потом мама может прилечь, отдохнуть. Покормить грудью малыша, полулежа на подушках проверить уроки у детей. Тесто поднимается второй раз – и в это время готовим ужин, тоже на два дня, чтобы максимально разгрузить завтрашний день.
Если опару поставить с утра, то куличи будут выпечены к началу вечернего богослужения. Укладываем готовые куличи на бок, на подушки – чтобы не осели. Собираемся в храм с младшими детьми, по дороге завозим старших на занятия в музыкальную и художественную школу, на обратной дороге – забираем их с занятий.
На ночь, начиная с Великой Среды, в последние годы мы читаем драму «Царь Иудейский» Константина Романова, понемногу каждый вечер, по ролям. А когда дети уснут, можно вдвоём с мужем помолиться перед завтрашним Причастием. И это время – возможность особенного общения супругов, когда мы остаёмся одни, вместе – и с Богом…
В этот день мы все причащаемся. Дети, конечно, не идут в школу – завтра они принесут классному руководителю записки про «семейные обстоятельства».
Вернувшись из храма, мы обедаем, а потом красим яйца. Красим в луковой шелухе – самые красивые, полезные и вкусные яички. Луковую шелуху вовсе не обязательно накапливать заранее – в супермаркете можно набрать целый пакет шелухи из ящиков для лука. Если много шелухи, да еще ее заранее залить водой – цвет яичек будет ярким, насыщенным. Еще красим разноцветными красителями – этим уже занимаются сами дети. Благо грамотные, инструкции читать умеют. Наклеивают на яички наклейки, укладывают в корзинки и коробки. Коробки для яиц можно также обклеить цветной бумагой, наклейками. Все побитые яички воспринимаем как обязательный побочный эффект детской самодеятельности, отправляем их в холодильник – пригодятся.
Сегодня же покрываем куличи белковой глазурью, посыпаем разноцветными покупными украшениями. После этого младшие дети вместе с мамой отмывают кухню от сладкой глазури и яичной краски, старшие узнают школьное домашнее задание на завтра и выполняют его. Вот и все, домашние дела на сегодня закончились. В этот особенный день дети пропускают не только общеобразовательную школу, но и дополнительные занятия. Иначе мы не сможем попасть в храм на чтение Двенадцати Евангелий.
Берём с собой в церковь текст этой службы, Евангелие на русском языке, книжку с изображениями страданий Спасителя. Особенно хороша для такого случая книга «Жизнь Христа», изданная Сретенским монастырем. Берем стеклянные фонарики-свечки, чтобы привезти домой четверговый огонь.
Пока дети были маленькими, мы с мужем ходили на эту службу в храм по очереди: один молится в храме, другой гуляет с детьми на площадке. Сейчас у нас есть и дети, достаточно взрослые для того, чтобы молиться всю службу в храме, и младшие школьники, которые не смогут все время сохранять внимание, должное благоговение. И есть малыши, поведение которых никак не совместимо со строгостью страстных богослужений. Возраст детей и особенности характера каждого ребенка требуют особенной организации общесемейного посещения храма. В той ситуации, в которой мы находимся последние несколько лет, оптимальным получился такой вариант.
На первые Евангелия папа и старшие дети идут в храм, где старшие дети смогут следить за службой по книге. А мама и младшие дети остаются в церковном дворе. Мы садимся на лавочку, малыш бродит вокруг со своей игрушкой. Мама читает младшим детям то Евангелие, которое сейчас прочитывается в храме, но на русском языке. Потом рассматриваем изображения с соответствующим сюжетом в книге с иллюстрациями. Получается, дети не просто гуляют около храма, но это время – время их обучения Священному Писанию, время их воспитания, время подготовки детей к службе. Совсем не трудно найти время поговорить с детьми о страшных событиях Страстной седмицы. Вот она, эта возможность – прочесть слова Евангелия у церковных дверей, слушая удары колокола в начале каждого Евангельского чтения, перед тем, как дети смогут услышать эти самые тексты уже на славянском, в храме, из уст священника, перед большим Распятием посреди церкви.
После первых шести Евангелий папа с мамой меняются местами – мама тоже может помолиться на службе. Также мама берет с собой в храм тех малышей, которые по своему настрою готовы к этому. А после одиннадцатого Евангелия мама посылает кого-то из старших за папой – и на двенадцатое Евангелие приходят уже все младшие дети, вся семья. Дети уже подготовлены к этой службе чтением на улице, они ждали разрешения вместе со старшими зайти в храм, понимают, куда они попали. Только что они узнали, или вспомнили, что такое кустодия – и вот, слышат раскатистое: «утвердиша камень с кустодиею». Они ждут этих слов, они понимают, о чем это. Все вместе, с зажженными свечами, мы отстаиваем службу до конца – это всего минут пятнадцать. За это короткое время даже младший ребенок не успевает разойтись и нарушить благоговение страстного богослужения.
Четверговый огонь мы привозим домой в стеклянных фонариках и с молитвой «Да воскреснет Бог» обходим квартиру со свечой, папа изображает крест над входом, зажигаем лампадки этим огнём. После ужина и общей молитвы продолжаем чтение «Царя Иудейского», и таким образом укладываем детей спать.
Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи – и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы.
Дети вернулись из школы – собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм – например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми – с теми, кто захочет присоединиться, – эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению.
Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели – не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём – нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка.
Если что-то можно приготовить уже сегодня – готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное – не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице.
Обязательно идем на службу погребения Плащаницы. Берем с собой свечки-фонарики для крестного хода. С этими фонариками, с пением «Святый Боже», мы пойдём вместе со священниками и всем народом хоронить нашего Спасителя.
Утром родители одни или вместе с детьми могут прочитать вечерню. Снимаем черные кружева и полотенца с икон, вместе с детьми украшаем квартиру надписями, иконы – белыми и красными полотенцами. Украшаем наше пасхальное дерево – подготовленную веточку: вешаем на нее яички на ленточках. Вокруг расставляем все расписанные деревянные яички на подставочках, которые накопились у нас за все годы жизни нашей семьи, фигурки ангелочков – все, что нам когда-то дарили к Пасхе. Получается такой красивый пасхальный уголок.
После завтрака собираем в корзины и коробки продукты для освещения – куличи, яички. Все укрываем расшитыми полотенцами – и таким образом находим применение для детских вышивок. Творожные пасхи берём в храм не все – одну или две из имеющихся шести-семи, чтобы оставшиеся сохранялись в холодильнике.
Дома мы готовим блюда для пасхальной ночи. Что-то, что будет особенным, вкусным, праздничным, но при этом не должно потребовать от мамы большого труда. Да, и главное – эта вкусная праздничная еда не должна быть тяжелым бедствием для тех, кто постился всю Святую Четыредесятницу, должна быть нежирной и хорошо усваиваться. В любом случае, все приготовления нужно закончить к пяти часам вечера. В это время мы ужинаем и ложимся спать. Чтобы можно было полными сил всем вместе поехать к полуночи на пасхальную службу.
В общем, получается, что можно успеть прямо-таки все. И при этом не надрываться, не мучить себя и своих домашних сумасшедшими уборками. Главное – не переживать, если все идет не по плану. Ведь планы в семье с детьми – это вещь условная. Один спать хочет, другой – коленку разбил, у третьего – подготовка к зачету. Но если на один день запланировано не так много дел, то они обычно легко меняются местами. Если за один день выполнять всего по два-три домашних дела, если упорядочить свой день, если воспринимать детей не как препятствие на пути к «духовной жизни» или к «праздничному порядку», то все получится. А не получится – так ведь это не самое страшное в жизни. Главное – не забывать о том, ради чего мы все дела затеваем: чтобы весь дом свой, чтобы детей своих привести к радости Христова Воскресения.