Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Что сказать про количество времени у современного человека? Только то, что его или очень мало, или вообще нет. Но вдруг возникает ситуация, где от человека явно требуется кому-то оказать помощь. Пожертвовать тем, чего у него самого «почти нет» – временем. И тогда встает вопрос: брать ли на себя дополнительные обязанности?

Первая мысль, которая возникнет в голове обремененного множеством обязанностей человека: «дай Бог сил позаботиться о себе и о семье, а о других – уже нереально». Но тут же в душе послышится голос совести: «Бог послал тебе человека, которому плохо, значит, Он видит, что ты можешь ему помочь». Понятно, что о семье каждого из нас никто, кроме нас, заботиться не будет. А если Бог дает человеку еще кого-то, нуждающегося в помощи? Причем, иногда так явственно Господь поставляет нас в такие условия, что становится очевидным: мы обязаны помогать этому человеку. Значит, по мере сил надо ему помогать.

Тем более, если речь идет о беспомощном человеке, как одна восьмидесятилетняя старушка, которая вышла из дома в гололед за хлебом – с трудом спустилась со своего пятого этажа (лифт в доме не предусмотрен). И по дороге в магазин поскользнулась и упала, да так, что сама уже встать не могла. В это время мимо проходил один очень занятой человек, который торопился по своим делам. Увидев упавшего пожилого человека, он подошел и помог подняться. Причем, другие в это время так и бежали мимо. Но этот человек оставил все свои срочные дела, помог старушке вернуться в квартиру, утешил ее, сходил в магазин и купил ей хлеб и молоко. Однако понятно, что такой «разовой акцией» вопрос не решить. И хлеб, и молоко имеют свойство кончаться. Кто поможет пожилому человеку в следующий раз? Помогать регулярно этот мужчина, как раз, и не мог.

Тогда мы с ним стали размышлять, что в этой ситуации можно сделать. С одной стороны, надо брать на себя такие вещи, не уклоняться. С другой, это не должно превышать силы, потому что если взять на себя подвиг сверх сил, то в итоге можно надорваться и вообще все бросить. Здесь надо подумать: да, заповедь такая есть, сил у меня вот столько-то. Как правильно ими распорядиться? Может быть, договориться, разделить ответственность с кем-то из друзей, как-то коллективно вписаться в эту историю – на этой неделе один сходит, окажет помощь, на следующей – другой человек.

Конечно, надо понимать, что выступить с таким предложением, это наложить на другого человека обременение. Может, тот уже кому-то тайно помогает, и возможно, на пределе своих сил. Но не надо сразу никого нагружать и напрягать, можно так попросить: а давайте один раз сходим, договоримся, когда у всех будет время, и что-нибудь сделаем для этой одинокой женщины. Сходили, сделали. А дальше видно будет. Может быть, друзей это как-то зацепит, а возможно и нет. Тогда, в следующий раз, можно попросить других людей.

Если призывать друзей ежедневно или еженедельно что-то делать – на это вряд ли кто подпишется. А разовые вещи вполне можно осуществить. Если к человеку кто-то подойдет и попросит: «можешь завтра помочь тому-то в такой-то ситуации?», как правило, человек не откажется: «один раз могу», даже если на это потребуется потратить усилия и время. Ежедневно – нет, мало времени и слишком много дел.

Потом, когда-нибудь, может быть, еще на один раз договориться встретиться и пойти всем вместе помочь тому, кто в этом нуждается. Но никогда не надо грузить человека тем, что это будет надолго. Можешь сегодня? Сегодня не можешь? Хорошо, ладно. А через неделю сможешь? Как-то надо мягко дипломатично спрашивать, не пугать людей. Даже и себя пугать не надо. Вот, мол, теперь я взвалю, понесу, буду нести, пока не упаду, но в то же время пытаться что-то делать не только для себя.

В Патерике есть история, как одного монаха помысел искушал покинуть монастырь и уйти в мир. Монаху было тяжело бороться с этим помыслом, но он себе говорил: ну ладно, сегодня я еще досижу здесь, в монастыре, а вот завтра уйду. Но на утро просыпался, вставал, пока одно дело, пока другое, молитва, трапеза, и когда он вспоминал о своем помысле, то говорил себе: ладно, сегодня уж побуду здесь, а завтра точно уйду. В конце концов, так он и остался в монастыре и победил злой помысел. Этот монах нашел мудрое отношение к своей немощи. Он не спорил с помыслом, а говорил: да, я уйду, но завтра. И вот это «завтра, завтра» его спасло. Так же и в ситуации с помощью другому человеку, той же старушке, о которой шла речь, человек может сказать себе: «ладно, я не подписываюсь на «завтра», а сегодня схожу, помогу». А завтра проснулся и решил: сегодня, пожалуй, еще раз схожу, а завтра уж не пойду. Так мы это и порешили с моим знакомцем, чтобы эта заповедь о помощи ближнему, не тяготила, не прижимала его к земле, но и в то же время, чтобы находить силы ее исполнять.

Да, есть такие люди, которые бросаются на помощь, всего себя отдают другим. Но таких – мало. Большинство – в немощах, в болячках, в стремлении скрыться в зону комфорта и не выходить оттуда как можно дольше. При этом человек видит эти свои болячки, понимает, что они ему мешают в отношениях и с самим собой, и с окружающими. Поэтому надо находить способы и разные подходы к своим немощам.

Авва Дорофей учил в подобных ситуациях постепенности в борьбе со своими немощами. Он говорил, что начинать надо с того, чтобы внешне не проявлять свою страсть, потом прийти к тому, чтобы это и внутренне тебя не беспокоило. Он приводил в пример страсть гнева – очень распространенный недуг в наших межличностных отношениях. Если человека кто-то раздражает, первое, с чего начни свою борьбу – не бей того, от кого закипает твое сердце. Через какое-то время постарайся уже не кричать на него. А потом уже постарайся и внешне не кипятиться. Дойдет до того, что и внутренне человек сможет себя сдерживать. Эту последовательную борьбу можно применять к любой страсти, которая особенно мучает человека.

Но за счет каких ресурсов все эти стадии проходить, если в себе человек совсем не видит сил и такое делание кажется ему неподъемным? Надо обращаться за помощью к Богу – с помощью молитвы и поста. Свои проблемы надо решать с Ним. Господь увидит решимость человека бороться со своими страстями, и потихонечку будет помогать. В том числе тем, что будет посылать ситуации, подобные выше описанной.

А когда же мы начнем легко справляться с такими испытаниями? Ждать этого от себя, как и от других, не стоит. С возрастанием сил будут возрастать испытания. И так будет до тех пор, пока длится жизнь. Трехлетнему ребенку не дают поручений, которые получает первоклассник, а он, в свою очередь, не проходит испытания, которые преодолевают старшеклассники. Мы же, наверное, не хотим, чтобы Господь до старости кормил нас молочной кашкой, приличной младенцам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.