Митрополит Калужский и Боровский Климент
Развитие человечества и каждого отдельного человека происходит в двух перпендикулярных направлениях. Движение по вертикали — это приближение к Богу через обретение молитвы, преобразование души и всей жизни по замыслу Творца. Развитие по горизонтали — это тоже преобразование жизни, но путем рационального познания мира, достижения земного благополучия, совершенствования технологий, наук, искусства.
Оба направления бесконечны в своей перспективе. Нет предела в познании тайн Вселенной. Тем более нельзя достичь границ богопознания.
Если человек ставит во главу угла духовное развитие, то у него остается меньше времени для внешней созидательной деятельности. А тот, кто не занят внутренним совершенствованием, может приобрести больше знаний, полезных навыков, делиться ими с другими людьми, улучшать жизнь: строить дома, лечить больных, писать картины. Значит ли это, что человек молящийся приносит меньше пользы людям?
Духовное делание действительно требует полной самоотдачи, поэтому и существует монашество. Люди, которые избирают иноческий путь, посвящают свою жизнь молитве и богообщению, чтобы достичь максимально возможного уровня богопознания. И есть мирской путь жизни, когда человек должен сохранять баланс между стремлением к богообщению и необходимостью заниматься внешней деятельностью, чтобы обеспечить себя и свою семью, деятельно помогать людям.
Подход к устроению жизни для одних и для других будет совершенно разным. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что монах подобен оранжерейному цветку, который может достичь большей красоты, больших размеров, но только в идеальных тепличных условиях. Стоит этим условиям нарушиться, и цветок погибнет. Монах для того и уходит в монастырь, в пустыню, чтобы ему ничто не мешало быть с Богом, не отвлекало его от духовного подвига. А человека, спасающегося в миру, святитель Игнатий уподобляет цветку полевому, который не столь крупен, не столь красив, но более стоек ко внешним невзгодам и соблазнам.
Конечно, и монахи переносят невзгоды, но у них они преимущественно носят внутренний характер, связаны с их духовным подвигом. Намного тоньше у них и соблазны, вскрывающие глубинные проблемы души, ведь монах стремится очиститься от всего, что враждебно Богу. По объяснению апостола Павла, «неженатый заботиться о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). В миру много искушений, обусловленных сугубо внешними обстоятельствами, отношениями с семьей, с детьми, с начальством, с коллегами по работе.
Надо сказать, что все люди призваны к вертикальному развитию. Как учит Христос, всем без исключения необходимо уподобиться Богу в совершенстве добродетели (см. Мф. 5, 48). Но Он предупреждает, что немногие могут всецело посвятить себя Господу (см. Мф. 19, 10—12). Надо правильно выбирать приоритеты, чтобы богопознание для человека было главнее всех мирских забот (см. Мф. 6, 33).
Если человек не может всецело отдать себя богообщению, это не значит, что он не может наследовать спасение, которое Господь даровал всем людям. У святителя Игнатия проводится различие понятий «спасение» и «совершенство». Он опирается на евангельскую историю о человеке, который спросил Христа о том, как ему на деле «наследовать жизнь вечную» (Мк. 10, 17). Ответ Христа состоит из двух частей. Сначала Он говорит о соблюдении общих для всех заповедей, и человек признает их правилами своей жизни. Вторая часть ответа, которая начинается со слов «одного тебе недостает», вынуждает этого человека отойти в печали. Трактуя этот эпизод, святитель Игнатий, поясняет, что спасение доступно всем, а к совершенству могут устремиться немногие.
Будет ошибкой думать, что предназначение человека состоит лишь в том, чтобы все свои силы отдавать на познание и совершенствование земного мира. Священное Писание свидетельствует, что не для этого человек создан, а чтобы наладить гармонию с Творцом. Перед первозданным Адамом стояла всего одна задача: возделывать и хранить рай (см. Быт. 2, 15) — приобщать к нему все творение, совершенствовать сотворенный мир, пребывая в единении с Господом. Но в нашей ситуации, когда человечество отступило от Бога, прежде всего надо восстановить богообщение.
Эта необходимость не исключает возможность земного совершенствования. Миру нужны архитекторы, строители, учителя, хлеборобы, государственные деятели и люди иных профессий, которые развивают и используют Богом данные таланты на благо общества. Их труд очень важен. Но не менее обществу нужен монашеский подвиг и духовное делание.
Однажды к преподобному Варсонофию Великому пришли люди, которые просили помиловать погибающий мир. Святому Варсонофию было известно, что благосостояние всего государства удерживается молитвами трех человек, «совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества». Он сказал, что эти молитвенники «стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир, и по молитвам их Он растворяет наказание милостью». В заключение преподобный сказал им: «Итак, молитесь с ними».
Таковы сокрытые от общества причины его благоденствия как во времена Варсонофия Великого, так и сегодня. Молитвы святых призывают милость Божию на нашу жизнь и на наш народ. Благодаря их ходатайству по-прежнему нужны ученые, инженеры, врачи. Но не профессионалы удерживают мир от гибели, а люди молящиеся. «Итак, молитесь с ними»: опирайтесь в своей жизни и в своих нуждах, прежде всего, на молитву к Богу, а потом и на искусство людей разных профессий. Так советует нам, христианам, святой Варсонофий Великий.