Иеромонах Иов (Гумеров):
– Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях. Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением (Втор.10-12; Мих.5:12). В книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили. Св. Даниил сказал: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан.2:27). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая — духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.
Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции.
Гадание на Библии — это грех?
Отвечает протоиерей Алексий Потокин, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне:
– Любое гадание подразумевает, что мы отказываемся от ума, от совести, не хотим думать и делать ответственный выбор. То есть мы отказываемся от дарованной нам Богом свободы. Можно, если сомневаешься, посоветоваться с другим, более опытным человеком, но полагаться на авось — грех. Или ваша подруга думает, что раз она ищет ответ в Священном Писании, а не в книгах по магии или астрологии, то узнает волю Божию? Она заблуждается.
Во-первых, в Библии много пророческих глав, для понимания которых необходимы богословские знания и духовный опыт. Это не инструкция для житейской ситуации. Но главное — Бог призывает нас к ответственности за свои поступки. Да, в истории были случаи, когда человек впервые попадал в храм на литургию (он думал, что случайно), и слова Евангелия так поражали его, что он мгновенно менялся, выбирал путь, указанный в Писании. Но именно выбирал путь всей жизни, решительно шел к спасению, а не решал какую-то частную ситуацию. Или некоторые подвижники, действительно, находили нужный ответ в открытом как бы наугад Евангелии. Но они к этому готовились, долго постились, молились, прося Бога открыть им Свою волю. И поступали так только в особо сложных ситуациях — один, максимум два раза в жизни. Никто не превращал это в принцип.
Потому что духовная жизнь — длинный и трудный путь, его не заменишь чудесами и гаданиями. А когда человек не хочет трудиться, он ищет легких путей (вернее, кажущихся ему легкими), ждет чудес, полагается на случай, на авось. И не надо прикрываться тем, что не на картах гадает, а в Библии ищет ответа. Если человек искренне ищет Христа, стремится жить по Евангелию, скорее всего, у него есть в Евангелии любимые, наиболее созвучные его душе места. И тогда, я считаю, можно перечитывать именно эти места и потом решать важные вопросы. Это и есть прямая связь с Богом, искреннее обращение к Нему за советом, и Господь подскажет верное решение. А открывая Библию наугад, мы полагаемся на слепой случай. По сути это ничем не отличается от гадания на картах, кофейной гуще и т. д. Даже не знаю, что хуже.
У Ивана Ильина есть выражение «религиозная пошлость». Так он называл превращение святыни в разменную монету.
Гадание на Библии и есть религиозная пошлость.