Архимандрит Андрей (Конанос)
Многие нас, священников, спрашивают: «Каково ваше мнение о молодежи?» Около 20 лет я преподавал в старших классах, и мне тоже задавали этот вопрос. Большинство хочет услышать – молодежь должна измениться, исправиться или сделать то или другое. Не могу сказать, что современные молодые люди – плохие; обычно плохие становятся лучшими.
Некоторые разбивают, ломают, разрушают, ругаются. Подобные внешние проявления, замеченные нами, не выражают их души. Это лишь болезнь. Если всмотреться, обнаружим, что человек в полной мере не смог ощутить, что значить любить, быть добрым. В своих родителях, наставниках, преподавателях ребенок не увидел живого образа Христа, ведь если бы это произошло, он обязательно умилился бы и извлек пользу. Ведь сейчас дети очень искренние. Мы можем обвинять в чем-то сегодняшнее сложное время, но дети более искренние сейчас, чем раньше. Чтобы ребенка в чем-то убедить, нужно представить доказательства не только на словах, но и на деле.
Также сегодня молодежь не нуждается в авторитете. Отец не может сказать сыну: «Делай только так, и все. Я сказал!» Нет. Сегодня дети хотят диалога, обсуждения, желают понять, почему именно так они должны поступать, а не иначе, когда им что-то повелевают. Когда я, например, говорю: «Приходи в храм. Там обретешь радость», – ребенок будет искать, действительно ли там есть радость. И если придет, а я начну ему делать только замечания, он скажет мне: «Батюшка, зачем Вы меня позвали сюда?»
Когда я преподавал в школе, дети были лучшими моими учителями, заставляли меня задуматься над многими вещами. Дети хотят смотреть на вещи объективно: батюшка говорит о смирении, а есть ли оно у меня? Рассказываю, что возле Христа обретете радость, но разве я ее ощутил? Возникают тревога, гнев, ярость, а далее требую от них учиться молитве. Рассказываю о том, что Христос приносит душе мир и спокойствие, но есть ли во мне это спокойствие?
Мне кажется, лучше молодежь оставить в покое, то есть молиться о них и окружить любовью без многословия. Наши слова часто приносят противоположный ожидаемому результат. Говорим им что-то, они делают обратное. Обычно родители много раз повторяют одно и то же, не задумываясь о последствиях. Оставьте ребенка в покое. Лучше покажите ему, что вы счастливая семья, что Господь делает вас радостными – это будет лучшей проповедью.
Говорит мне один юноша: «Не хожу в церковь, так как знаю, что мне там скажут». «Что?» – спрашиваю. «Все запрещено», – отвечает. «Что имеешь в виду?» – «Веселиться запрещается. Проводить время в разных компаниях запрещается. Курение запрещается. Место запретов». Однако все это не отображает реалий Церкви. Но такой образ мы, к сожалению, создаем. Вместо того чтобы показать, как можно радоваться во Христе, учим, чего делать нельзя. Святой Порфирий говорил: «Тьма не уходит от паники, стресса или беспокойства. Нажимаешь на включатель – зажигается свет. Открываешь окна – светит солнце. Тьма автоматически исчезает». Мы должны приблизить к себе молодежь своей любовью, симпатией, снисходительностью, полным пониманием. Полное понимание не значит оправдание того или иного греховного поступка, а осознание того, почему именно так, а не иначе поступают наши дети. И они обязательно это поймут и почувствуют.
Знаете, почему святой Паисий и другие обычные старцы привлекали к себе столько народа? Потому что они располагали тем, что понудило одного анархиста из Фессалоник написать преподобному Паисию письмо. Он начал со слов «Любимый мой папулечка». Не зная, как официально обращаться к монаху, написал так, как подсказало ему сердце, почувствовав любовь геронды к себе.
Однажды я спросил собеседника: «Кто твой самый великий учитель?» Надеялся услышать имя какого-нибудь святого, но ответ был иным: «Мой самый великий учитель – это мои грехи, неудачи и ошибки». Святой Паисий говорил: «Трудности и невзгоды – как летающие коврики, которые смогут нас доставить в рай». Молодежь, усердствуя в исправлении своих ошибок, должна быть настроена оптимистично и знать, что идет по правильному пути и вскоре встретится со Христом, который есть Свет и Любовь.