Архимандрит Арсений (Папачок)
Существует шесть видов искушений: искушения, исходящие сверху, снизу, спереди, сзади, слева и справа. О последнем виде искушений я расскажу в конце этой беседы.
Искушение, исходящее сверху, – это когда ты хочешь узнать больше, чем можешь понять, то есть стремишься знать больше, чем тебе дано.
Подобное искушение случилось как-то с блаженным Августином, но ангел вразумил его. Блаженный хотел написать книгу о Святой Троице, какую еще никто не писал! И вот однажды, думая об этом, он пришел на берег моря и увидел, как маленький ребенок ладошками черпает воду из моря и выливает ее в песочную ямку.
– Что ты делаешь?
– Хочу перелить море в эту ямку.
– Прекрасно! И как ты собираешься это сделать?
– А как ты намереваешься собрать в своем уме Бога, Который создал моря?
Итак, искушение, исходящее сверху, заключается в том, что ты хочешь понять и узнать больше, чем тебе дано.
Искушение, исходящее снизу, – это когда ты не делаешь того, что от тебя требуется. В искушении, исходящем снизу, ты сидишь, как дурак, на земле и даже не думаешь взмахнуть своими «крыльями». Они даны тебе, но ты ими не пользуешься. Недостаточно только иметь «крылья», надо еще и использовать их. Искушение, исходящее снизу, – это когда ты ничего не делаешь.
Искушение, исходящее сзади, – это воспоминания из прошлого: ты жалеешь о каких-то событиях и воскрешаешь их в своем сознании.
Но они не так опасны, как искушения, исходящие спереди, – соблазны, которые находятся перед твоими глазами. Ты видишь их, думаешь, что это настоящая жизнь, но жизни в них никогда не бывает. Однако тебе не терпится создать себе новую личность, и ты копируешь их…
Искушение, исходящее слева, – это ереси. Множество всего направлено против устоев и правил Церкви, касающихся нашего спасения. Но Спаситель говорит, ни на йоту не отклоняйтесь от заповедей Моих!
На конец беседы я оставил искушение, исходящее справа, – оно самое опасное. Вот ты, как тебе кажется, ведешь хорошую духовную жизнь и думаешь, что она правильная. А в действительности твоя духовная жизнь неправильная.
Расскажу одну историю.
Я был монахом в монастыре Сихастрия и помогал одному брату. Потом меня рукоположили в священнический сан. И вот как-то раз, когда нужно было выполнить одно особое послушание, я пришел в этот монастырь. Я спросил у игумена:
– Как там наш брат N.?
– О, батюшка, – говорит настоятель, – он принял постриг и стал очень хорошим иноком. Сейчас он архондаричный в монастыре. Но у него есть одна слабость. Отче, когда он встает на молитву, его с места не сдвинешь. Даже если будешь бить в колокол. И что бы ты ни делал, все напрасно… А ведь он архондаричный! Удаляется в свою келью и запирается на ключ. В окно видно, как он стоит на коленях, погруженный в молитвы. Приходят паломники, а игумен не знает, что предложить им покушать. Нет приготовленных для них комнат… Брат архондаричный все не идет, потому что еще не кончил свои молитвы. Как вам все это?! Проблема была решена другим монахом: он разбил окно, влез в келью того брата и несколько раз ударил его по щеке. Затем этот монах пришел ко мне и спросил, правильно ли он поступил. И, знаешь, я сказал ему, что он поступил правильно!
Думаю, что случившееся с архондаричным было искушением.
Дорогие мои, никого не смущайте своим духовным деланием. Ведь мы должны жить в гармонии. Если бы меня попросили описать одним словом культурное общество, я сказал бы так:
– Гармония!
Более того, если бы меня попросили выразить одним словом значение Священного Писания на протяжении стольких сотен лет и после стольких дискуссий, то я ответил бы:
– Гармония!