Как православному христианину на Новый год соблюсти рождественский пост и при этом постараться не огорчить родственников отказом от употребления скоромных блюд и алкоголя? Что важнее: рождественский пост или любовь к ближним?
1) Как православному христианину на Новый год соблюсти рождественский пост и при этом постараться не огорчить родственников отказом от употребления скоромных блюд и алкоголя?
2) Как вы считаете — можно ли выпивать на Новый Год, если во всем остальном рождественский пост при этом будет соблюден?
3) Что важнее: рождественский пост или любовь к ближним? Выказывать перед другим свою праведность или встретить Новый Год в теплой семейной обстановке (как все)?
Как отвечать на вопрос о Новом годе, если этого праздника лет пятнадцать просто нет в твоей жизни? Придётся излагать сухую теорию, не осоленную личным опытом. Разве что воспоминания добавят живости такой умозрительной конструкции. Для тех, кто жил в СССР в сознательном возрасте, Новый года был праздником исключительным, особенным. Мало кто тогда задумывался, что атеистическая власть использовала его для борьбы против памяти о Рождестве. Да и сама эта память с годами стёрлась.
Но Бог поругаем не бывает. Рождество подарило Новому году то, чего не было ни у одного другого советского праздника – веру в чудо. И это в стране, где повсеместно воспевалось безграничное величие человека, способного своими собственными силами «прогнуть» под себя весь видимый мир! А тут взрослые люди вполне серьёзно загадывают желания, «пока куранты бьют», и первый бокал с шампанским поднимают точно с их первым ударом… Сегодня мы бы назвали эти обычаи языческим суеверием. И такая оценка будет вполне справедлива в отношении тех, кто в наше время больше полагается на магический обряд, а не на Всемогущего Бога.
Сегодня в нашей стране трудно найти человека, который не знает о Христе, о поклонении Ему. Но есть миллионы людей, которые не хотят, чтобы Он как-то участвовал в их жизни. Для многих советских людей вера в разрешённое властями новогоднее чудо могла стать началом разрушения их атеистической картины мира. Что и произошло в годы перестройки, когда после краха государственной идеологии в России наряду с восстановлением храмов началась оголтелая проповедь оккультных учений, языческих и псевдохристианских верований. Сколько несчастных душ утонуло в этом смрадном болоте.
Но были и те, кто от чуда абстрактного пришли к чуду личностному. Не «что-то там есть» и помогает нам в земных нуждах, а живой и бесконечно любящий нас «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (святитель Афанасий Великий). Этому чуду и радуются все христиане в день Рождества. В том и состоит исключительная особенность любого христианского праздника. В его центре всегда не празднующий человек и даже не очень важное историческое событие, но Сам Бог.
А ещё для многих Новый год был и остаётся праздником семейного единства. Люди пытаются оставить в уходящем году все свои споры и противоречия в надежде на то, что в Новом году всё будет гораздо лучше, что их будет связывать любовь. Только вот без Христа любовь немногого стоит и заканчивается вместе с земной жизнью… Ну, а для тех, кто только ищет повод для получения чувственных удовольствий, Новый год вообще утратил свою сакральность и мало чем отличается от хэллоуина, и дня святого Валентина. Были бы деньги на веселье и не отягощённые внутренними исканиями соратники, а предложений на рынке развлечений сейчас более чем достаточно.
Все христианские добродетели по слову Спасителя основаны на двух главных заповедях любви – к Богу и ближнему. И противоречие между деятельным исполнением этих заповедей может быть только кажущимся. Бог нас не обманывает и никогда не ставит перед нами противоречивые задачи. Это наше больное сознание и страстное сердце их так оценивает.
Любой пост — не формальное делание, дающее человеку, строго его соблюдающему, право считать себя добропорядочным христианином. Не имеет христианский пост ничего общего и с самосовершенствованием. Пост есть выражение жертвенной и бескорыстной любви к Богу, вернее, научение этой любви через отказ от того, что мне сладко, приятно, и даже физически необходимо. В центре поста не я и мои аскетические успехи, не формальное следование церковной дисциплине, а Христос. Пост — это моя жалкая попытка хоть как-то ответить на Его безграничную любовь.
Не является христианской любовью потакание любым прихотям ближнего, безоценочное доставление им приятных эмоций, в том числе и через участие в их чувственных удовольствиях. Это не то милосердие, которое Господь в евангельской притче об овцах и козлищах называет проявлением любви к Себе. Любящий другого человека по-христиански больше всего желает и больше всего усилий прилагает для того, чтобы этот человек сам встретился с Христом и захотел ответить на Его любовь. Значение христианского милосердия не в доставлении страждущему земного блага, а в совершении этого дела ради Христа, прекрасный образ Которого запечатлён в душе каждого человека.
И вот нас зовут на шумный и разгульный новогодний корпоратив, зная при этом, что мы христиане. Поможет ли наше согласие хоть кому-то приблизиться к Христу? Думаю, нет. Скорее, даже послужит причиной греховного злорадства о том, что наконец-то очередной «молитвенник» одумался и стал нормальным человеком.
А если нас позовёт в гости на Новый год одинокий и никому не нужный человек, у которого в силу его советского воспитания непростое отношение с религией, а Бог у него в лучшем случае «в душе»? И самое большое, что он по любви сможет сделать для нас – это приготовить вкусную курицу. Будет ли в этом случае наш отказ от поста предательством Христа? Не думаю. Более того, убеждён, что в разрешении обсуждаемого противоречия вообще не может быть заранее продуманных схем. Про это говорил преподобный Паисий Святогорец, разбирая историю о помощи людям на пожаре.
Перед каждой спорной, непонятной ситуацией надо в первую очередь полагаться не на свои рассуждения и рациональное знание канонов. Надо молитвенно спросить Бога о том, как следует поступить. Только вот ответ мы сможем услышать, если до того каждый наш жизненный шаг сопровождался таким вопрошанием, если перед каждым делом мы задумывались о том, угодно ли оно Богу, лежит ли оно в русле исполнения Евангельских заповедей, и никогда не пытались обмануть свою совесть.
По личному опыту могу сказать, что лучшее место встречи Нового года – это храм, в котором в этот день совершается ночная Литургия. В этот день празднуется память искреннего и дерзновенного мученика Вонифатия, которому было достаточно один раз увидеть свет Христов на лицах других мучеников, чтобы навсегда распрощаться со своей разгульной жизнью. На этой Литургии ощущается особое единство прихожан, которые пришли в храм не случайно, не ради «планового» причащения, но вопреки всем страстям мира. Как правило, почти все участники новогодней Литургии причащаются, а после службы радостно разделяют скромную трапезу.
Особый разговор о детях. Если ребёнок с младенчества воспитывается в воцерковлённой семье, то для него вполне естественным будет то, что главный зимний праздник Рождество. Но и такого ребёнка, чтобы он не чувствовал себя изгоем среди сверстников, не стоит совсем лишать Нового года, сделав в этом празднике акцент на его семейный характер. Пусть будет и ёлка, и особая трапеза, и какие-то символические подарки, но всё это как предпраздненство Рождества.
Гораздо сложнее с теми детьми, которые привыкли, как все, праздновать Новый год с родителями. После того, как родители стали православными и изменили своё отношение к празднованию Нового года, дети не смогут по команде развернуться вслед за ними, даже если окажут внешнее послушание. Родителям таких детей придётся стать терпеливыми и тактичными миссионерами, предлагающими, но не навязывающими свои убеждения. Им придётся больше поступиться и в плане поста, и в организации развлечений, и в части новогодних подарков. На Рождество таких детей надо не «тащить», а звать. И пока ребёнок сам не ощутит величие Божьего чуда, умалить в его глазах чудо Нового года не удастся никакими запретами.
В нашей стране «выпивать» — это пить спиртные напитки до опьянения. Так выпивать христианину, конечно же, не следует, ни в пост, ни в праздник, поскольку одно из главных деланий христианина – всегда сохранять трезвенность мыслей и чувств для постоянного молитвенного общения с Господом. Но употребление вина в малых количествах в определённых случаях благословляется даже монахам. Об этом свидетельствует монашеский Типикон (Устав). В числе прочих дней Типикон разрешает употребление вина в субботы и воскресенья Великого Поста. Разрешает, а не предписывает! Поэтому рюмка другая некрепкого вина на праздничной трапезе мирян не представляется зазорной, если это не превращает осмысленный диалог близких людей в развязанный бред и разнузданное веселие.
Нынешние условия нормативных ограничений на посещение общественных мест, массовых гуляний, туристических поездок стоит принять с благодарностью Богу за возможность остановить неудержимый бег за новыми яркими впечатлениями. Это лучшее время для того, чтобы ещё раз заглянуть в глаза тому, с кем живешь бок о бок, с которым, казалось бы, о всём уже поговорили. Может, именно сейчас пришло время сделать ещё один шаг навстречу друг другу, больше довериться, больше открыться, поговорить о самом главном и сокровенном, терпеливо и заинтересованно выслушать то, что близкий человек никак не решается тебе сказать.
Если есть возможность с близкими единомысленными людьми уединиться в загородном доме, то не стоит от неё отказываться. При свете телевизора и под треск петард увидеть и услышать другого человека очень непросто.