Господь показал, что ждет нас в будущей жизни, чтобы мы не сказали «Я не знал», и если ты теперь хочешь оттолкнуть Его – думай, что делаешь – размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Время летит. «Как быстро все прошло! – скажем мы однажды. – Как стремительно пролетели годы и десятилетия! Когда все то, что мы только предполагали, успело произойти? Когда, как успели мы вырасти, обзавестись семьей, постареть? Все это уже здесь, сейчас!»
В детстве я тоже все время мечтал о том, что будет потом, строил планы… А сейчас смотрю на свои седые волосы и морщины и понимаю, как быстро бегут годы.
Мы, дети Божии, счастливые люди. Потому что тот, кто верует, любит Христа, ходит в церковь – умеет жить. Умеет наслаждаться дарами Бога, умеет радоваться как в молодые годы, так и в зрелости, и в старости. Мы радуемся каждому мгновению – ведь Господь учит нас, что любой возраст прекрасен и любые годы благословенны, если каждый из них проходит вместе с Ним.
И раз Бог пришел в твою жизнь, то тебе уже неважно, молод ты или стар. Ты не переживаешь из-за возраста. Конечно, иногда бывает, что с ностальгией вспоминаешь о тех временах, когда был молод, полон сил и все успевал. Это естественно. Но тебе и в голову не приходит говорить, что теперь твоя жизнь бессмысленна. Тебе не кажется, что, будь ты снова молод, то был бы счастлив, а теперь счастья нет.
Рядом со Христом человек счастлив и молод в любом возрасте. Тебе может быть восемьдесят, девяносто лет, но у тебя юная душа.
Однако сегодня мы будем говорить не об этом, а о том, что будет после; о том, что приоткрыл нам Господь, будто слегка приподняв занавес, отделяющий нас от будущей жизни.
Как в театре поднимается занавес и появляется возможность увидеть сцену – так и Бог несколько раз в Своей земной жизни показал нам, что ждет нас на том свете, чтобы никто не сказал впоследствии: «Я не знал! Мне никто ничего не говорил!»
Потому Господь и говорит нам: «Я извещаю вас, готовлю вас, показываю, что будет после смерти. Чтобы вы знали и по желанию подготовились – не из страха, а из любви ко Мне. Я не запугиваю и не угрожаю. Мне хочется только, чтобы вы были со Мною. Поэтому Я и говорю вам о том, что вас ожидает».
Ведь иногда и из страха можно задуматься о чем-то. Например, если сказать подростку, который курит: «Будь осторожен! Курение может привести к раку легких!», – это не будет угрозой. Это просто истина. И ты говоришь так своему ребенку, потому что хочешь, чтобы он был здоров, – то есть из лучших побуждений. Просто довод подобран не идеально.
Но подросток после этих слов может испугаться и бросить курить, а потом и сам будет рад, скажет: «Хорошо, что я бросил! Здорово, когда не куришь!» И теперь он не курит не потому, что боится заболеть, а потому, что ему нравится жить без сигарет, быть здоровым.
Так же и Христос поведал нам о страшной загробной участи не для того, чтобы напугать, а чтобы пробудить нас. «Будьте осторожны, – говорил Он в Своих притчах. – Жизнь – не игра». Потому Он и рассказал ученикам о богаче и Лазаре. «Видите, – говорит Он, – есть и другая жизнь. И теперь вы об этом знаете – от Меня, Христа».
Так что если теперь ты захочешь оттолкнуть от себя Господа – думай, что делаешь. Ты отвергаешь Того, Кого ждал весь мир; Того, кто Своим учением изменил все на этом свете; Того, благодаря Кому вся цивилизация стала развиваться по совершенно новому пути – вспомни памятники культуры, музыку, литературу, живопись… Христос поставил на этот мир Свою печать. Он не какая-то малозначимая личность, про которую можно сказать: «Даже если он так говорит, что с того?»
Он – Господь Бог. И это Он, Создатель, говорит словами Евангелия, а не я, священник, и не учитель в воскресной школе, не богослов. Люди сегодня что только не говорят, но человек умирает, и – конец. Все заканчивается.
Сейчас распространено мнение, что человек – всего лишь соединение каких-то биохимических элементов. И наши чувства – якобы тоже всего-навсего какие-то биохимические реакции. А души как таковой нет; нет ничего, созданного Богом, – только биология и органика. Хорошо. Люди имеют право на свое мнение, имеют право говорить, что думают.
Но мы, христиане, обладаем умом Христа. Наш ум – ум Христов. Господь просвещает нас, и мы смотрим на все Его глазами. То, как мы видим этот мир, наше мировоззрениеопределяется Христом, Его мировоззрением. И мы верим в то, что Он говорил. Доказательств здесь нет, но Господь сказал: существует иной мир.
Можно прожить девяносто, сто, сто десять лет, жить максимально долго, но в какой-то момент ты все равно покинешь этот мир. Умер богач, умер и Лазарь, но обоих ждала другая жизнь. Этой притчей Господь говорит нам, что наша жизнь имеет продолжение. Начавшись здесь, она продолжится там и никогда не закончится.
Страшно, если вдуматься. Понимаешь ли ты это? Находясь на кухне, в автомобиле, занимаясь повседневными делами, – ты понимаешь, что никогда не умрешь? Да, физически ты умрешь, и все мы однажды покинем этот мир, но жизнь продолжается. Потому что если никакого продолжения нет, то к чему тогда все наши переживания и тревоги? «Когда все закончится, мы успокоимся».
Нет, это не так. У земной жизни есть неведомое нам продолжение. Существует пространство, которое мы не видим; атмосфера, в которую пока что не погрузились.
Мы похожи на младенца в материнской утробе: он не ведает, что есть какой-то другой мир. Ему хорошо и здесь – уютно, спокойно, свободно. Но впереди его ждет другая жизнь, куда он выйдет из утробы матери.
Родившись, он увидит эту жизнь – землю, небо, моря и горы, зверей, птиц и растения. Жизнь, дитя мое, не ограничивается тем местом, где ты находился девять месяцев.
Так же и мы – только не девять месяцев, а, бывает, и все девять десятилетий – пребываем в утробе этого мира, земной жизни, и готовимся к переходу в иную жизнь. И если осознать это, то будет иной взгляд на жизнь, на себя и свои проблемы. Впереди – лучшее. Оно непохоже на то, что есть сейчас, и Господь собирается дать это тебе, подарить наслаждение от пребывания рядом с Ним. Все это будет, если уже сейчас быть со Христом, идти в верном направлении, смотреть на все под нужным углом и верно понимать смысл жизни.
Ведь когда человек умирает, это совсем не всегда означает, что он обретает мир и спокойствие. Об усопших говорят иногда: «Упокоился с миром». Да, упокоился, то есть теперь его не волнуют трудности и болезни, – но с миром ли? Обрела ли мир его душа? Как говорится в притче о богаче и Лазаре, – богатый человек умер, но мира в загробной жизни не обрел, наоборот: начал мучиться, страдать от невыносимой боли, его пожирал огонь…
Нет, речь здесь не идет о каких-то страшных чанах с кипятком, как думают многие, кто смеется и говорит: «Ну да, так я и поверил в эти бабушкины сказки! В аду нас будут варить в кипятке, как же!» Просто ожидающие нас страдания сравниваются с той болью, которую мы испытываем, если нам на руку попадает кипяток или растительное масло со сковородки (и рука долго болит после такого).
Вот для чего говорится о пламени печи, огне неугасимом. Нас ждут не кастрюли с кипятком, а такая боль, такие страдания и слезы, какие бывают у человека, обжегшего руку о раскаленный противень, неосторожно вынутый из духовки. Со мной как-то случилось такое. Разве это не боль? Боль.
Вот что имел в виду Христос. Мы будем страдать, мучиться от невыносимой боли. «Я сказал вам это, чтобы вы задумались», – говорит Господь. Богач прекрасно чувствовал себя в этом мире, как и мы. Здесь так хорошо – сытно, комфортно, весело, интересно! Друзья, путешествия, клубы – жизнь прекрасна, все есть! Нам принадлежит весь мир! Делаем, что хотим! Все можно купить за деньги!
А у дома богача стоял Лазарь, чье имя переводится с еврейского как «Бог – мой помощник». Он был так беден, что не имел одежды; так изранен, что собаки лизали его раны; так голоден, что ел крохи со стола богача. И вот этот бедный, несчастный человек тоже умер.
Все мы – и богатые, и бедные – однажды умрем. В ключевые моменты между нами нет различий.
Да, кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то красив, а кто-то не очень; мужчины и женщины, бедняки и аристократы – но все это оценивается только по земным меркам. Что же касается самого важного – здесь мы, как говорил святитель Иоанн Златоуст, полностью равны.
Смерть ожидает всех. Все мы умрем и будем преданы земле. И кто же после этого богат, а кто – беден?