Великопостная арифметика радости
Блиц-интервью с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове – митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым.
Вычитание из жизни скорбей и дробь самопознания
– Отец Валериан, почему люди, в то время как могли бы радоваться, часто сегодня унывают?
– Про преподобного Серафима Саровского в псалме поется: «Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий, Душу готовый отдать за других!»… Корень всех страстей – гордыня. Это когда человек что-то мнит о себе, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда правда хотя бы только приоткрывается, что он на самом деле не таков, – унывает. Это же он даже не в себе разочаровался, а в своих фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы он не пришел в отчаяние.
– Да, совсем другое дело – от Исповеди к Исповеди пытаться увидеть себя таким, какой ты есть, перед Крестом и Евангелием на аналое, уповая в своем спасении – на Господа, а не на свои «заслуги».
– О себе вообще лучше высоко не думать. Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты из себя на самом деле представляешь, а знаменатель – это, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби. Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если смиришься, больше половины скорбей перестанет в жизни существовать».
Пост умножает радость
– В сознании светского человека часто все понятия перевернуты – вот сейчас идет Великий пост, так люди нецерковные ужасаются: «Это что же, и телевизор не посмотреть? Ни вкусного тебе, ни развлечений?!» Мол, как же тут не «заунывать»?
– Наоборот, пост умножает радость! Есть в Уставе дни строго поста – это особое покаянное время, а покаяния без радости не бывает. А вот тебе уже пищу с растительным маслом можно, человек даже этого не замечает, а радости прибавляется. Потом, глядишь, уже и рыба разрешена, – снова радость! А разговение – велие утешение, то есть большое.
Раньше и без поста дома не всегда было то же растительное масло. А сейчас, как пост начинается: «Что же это, одну только кашу есть?» – возмущаются люди. Да раньше, особенно в последние годы войны, если бы кашу предложили – человек бы уже, что называется, наверху блаженства себя ощущал. «Один хлеб, что ли, есть?» – недоумевают в наши дни. Да когда-то и краюха хлеба – была радость! Вот мы и ходили всегда радостные! Что-то есть, и то – слава Богу!
А непостящиеся да всем пресыщенные даже и не догадываются, почему они унылые такие. Это и супружеской жизни касается. Если воздерживаться время от времени, то любящие всегда будут желанны друг другу.
Греки, кстати, слово «уныние» как любопытство переводят. Наш русский мыслитель Иван Ильин отмечал, что любопытство, как пылесос, затягивает все подряд, не разбирая, что именно, – лишь бы что-то новое. «Каждый миг, – пишет он про любопытного, – его надо чем-то новым утешить, чем-то новым обнадежить. Напряженно всматривается и вслушивается он в мир: не промелькнет ли там что-нибудь новое. Что? – Неважно! Что-нибудь неизвестное, неиспытанное, неслыханное. Иначе – иначе грозит скука…».
Закономерные последовательности
– «Уныние – скуке внука, а лени – дочь», – приговаривал преподобный Амвросий Оптинский.
– Да, и лень, как кто-то подметил, – двигатель прогресса. Но и она же – его результат. Вот сейчас, во дни Великого поста, молитва преподобного Ефрема Сирина читается: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Действительно: сначала праздность, а потом и уныние за ним идет.
– А про уныние святые отцы говорили, что оно есть расслабление души и тела…
– Да, сейчас у молодежи такое слово популярно даже: «расслабиться». Боже упаси! Чтобы расслабленными быть?! Вот и унывают.
– Какой-то замкнутый круг. Есть же такое выражение: «бес крутит». Хотя, говорят, и бывает уныние под маской кипучей деятельности, но она же тоже вся какая-то пустая, как центрифуга, когда человек уже не осознает: что делает, зачем? «Бумажки с места на место перекладывать?» – как негодует, бывает, схиархимандрит Илий (Ноздрин) на погружение в московскую суету, благословляя людей возвращаться к земле.
– Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Россия будет жить от земли». Нам вот раньше некогда было ни скучать, ни лениться, – оттого и не унывали! Когда росли, нам и воду таскать надо было, и дрова колоть, как весна – так копать, сажать, поливать, потом – полоть, окучивать, после – собирать урожай. Не потопаешь – не полопаешь. Мы так и привыкли трудиться. Я и сейчас не понимаю: какое вообще уныние может быть? Мне вот времени не хватает! Когда унывать-то? Некогда! Это когда время «не знаешь куда деть», – заунываешь, конечно; а если некогда, то и не до уныния будет!
Сегодня уже до того додумались, что «лентяйку» придумали: даже чтобы включить телевизор, с дивана не слезают. Теленаркомания обычным явлением стала. Люди, к сожалению, забыли первоначальное название кинематографа: «Иллюзион», – то есть это иллюзии. Вот и живут какими-то призраками, миражами. Отсутствие реальной жизни и заставляет современников накручивать несуществующие проблемы: то не так, это не эдак – и постоянно чувствовать себя несчастными…
– Говорят же, враг действует через воображение.
– Святые отцы и называют его «художником», он картины перед мысленным взором человека малюет. Бывает, что-то из прошлого начинает напоминать, подстрекая на злопамятство. Или, по большей части, о будущем заставляет грезить. Причем знает, кому что подсунуть. Одним страхи нагоняет. Молодежь в основном мечтательностью о какой-то несбыточно роскошной жизни, полной феерических удовольствий, соблазняет, чтобы они потом, обманутые, как раз-таки заунывали. Сказано: две вещи люди делают безумно – мучаются тем, что уже прошло, или тем, что еще не наступило.
Погашение задолженностей
– Но это же все тоже по гордыне, когда человек себя окаявает: «Да как я мог?!!» (а кто ты, собственно, такой, чтобы не падать?) – или с какими-то обстоятельствами не может примириться: «За что?», или страшится их?
– То, что мы получаем в жизни, – это еще не по грехам нашим. Скажи человеку, что по грехам ему что-то послано, он еще больше заунывает, пожалуй. Нет, в Писании сказано: «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102, 10). То есть то, что в жизни происходит, – это мы по милости получаем, а не по грехам! По грехам-то нашим могло быть и хуже.
– Преподобный Паисий Святогорец как раз говорил: «Противоядие от уныния – славословить Бога»!
– А то, бывает, причитают: «Ох, жизнь такая тяжелая!» Спрашиваю: «А аборты у вас были?» – «Да, да…» – «Знаете, за одно только убийство собственного ребенка – а это убийство! – по земным законам раньше давали 25 лет каторги. А сроки еще и суммируют: за два убийства – 50 лет, за три убийства – 75 лет каторги. А вы на свободе…».
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что уныние бывает от неправильного взгляда на скорби, когда человек «засматривается» на них, как на нечто непреходящее. Но если трезво оценить свои грехи, то получается…
– Крест посылается человеку для того, чтобы душа очистилась. Как только скорбь или болезнь принесла внутреннюю духовную пользу, Господь может снять или облегчить крест. Премудрый Соломон написал себе на кольце: «Все проходит, пройдет и это».
Святые отцы, зная, что за терпение скорбей Господь прощает грехи, сами искали, от кого бы что потерпеть. Нам-то зачастую и искать не надо. Просто потерпи того, кто рядом, – это ж благодетель твой! Сам Господь дает так тебе возможность простить: ты простил – тебе какой-то бывший грех простился, – так твоя задолженность будет хотя бы отчасти списываться. А когда осознаем, насколько наш собственный долг велик, то всеми силами будем стараться «прибылью» его гасить: «любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы» (Мф. 5, 44).
– У верующих, получается, что ни случись – радуемся, благодарим! Даже согрешая, ведь покаяться можем, – тоже радость!
– Сказано же: «Яко с нами Бог разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» (Ис. 8, 9). Мы при таком покровительстве просто не имеем права унывать! Уныние – оттого, что забываем Бога.
Когда мы не будем видеть скорбного?
Блиц-интервью с духовником Сретенского монастыря Москвы – игуменом Киприаном (Партсом).
Уныние – это следствие нарушения заповедей Божиих
– Отец Киприан, в чем выражается уныние?
– Это тяжелое безотрадное состояние. Радости нет, все не так человеку. Бывает, кто-то грешит – лишние тортики уплетает, но он по крайней мере в этот момент радуется.
– Да, святые отцы говорят: «Все демоны учат душу сластолюбию. Один демон печали не берется это делать, даже расстраивает помыслы об удовольствиях…».
– Но пока человек еще предается удовольствиям в страстях, мнит, что «жизнь удалась», он какое-то время еще веселится, но по временам на него все равно уже находит какое-то мрачное предчувствие.
Уныние – не причина, это следствие нарушения заповедей Божиих. Допустим, человек на сквозняке простыл, у него температура повысилась, но повышенная температура – это не причина, а следствие заболевания. Бесполезно просто сбивать температуру, не леча простуду. Хотя страдает человек от температуры. Но что толку бороться с симптомами, когда надо саму болезнь лечить?
– Как лечить уныние?
– Терпение, молитва и труд все перетрут, все исправят. Надо бороться не с самим унынием, а с тем, отчего оно происходит. Не со следствием разбираться, а с причинами. Если человек воровал – перестать воровать, чревоугодничал – нужно воздержание в пище и т.д. Если же причину – угождение страстям – оставить при себе, уныние не одолеешь. Для того-то пост и дается, чтобы подумать о своей душе, проявить к ней милость, потрудиться для ее спасения.
– Человеку нецерковному от уныния не исцелиться?
– А такой человек и не живет. Господь сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22). Лечат-то живых. А мертвого как лечить?
Выход один – не идти у себя на поводу
– А есть разница между унынием и депрессией?
– На русский язык переведите слово «депрессия».
– Подавленность.
– Это и есть следствие угождения страстям. Например, грех против целомудрия святые отцы называют естественной смертью души и тела. Соответственно, какие состояния будут постигать согрешившего этим смертным грехом? Радости? Счастья? Один раз пал, другой, а если постоянно пребываешь в этом грехе, – каково тебе будет? Отдающий свое тело на блудные грехи делает себя логовом падших духов, – какие состояния при этом будут в душе? Безотраднейшие. Ад! Вот вам и депрессия.
– Как правило, на женщин тут же сыплются советы: волосы покрасить, новые наряды приобрести…
– Поупражняться в тщеславии? Так следствием тщеславия и будет опять то же самое уныние. Человеку плохо, покрашу волосы в фиолетовый цвет, – опять худо. Это как у наркомана. Тщеславие является, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «кровяным чувством», услаждение им ведет к унынию. Унынию свойственна тяга что-то постоянно менять, поменяли – вот вам и новый виток тщеславия.
– А выход из этого замкнутого круга какой?
– Выход один – не идти у себя на поводу. До чего дошли – ногти красят в чёрный цвет, инфернальный. Как эпидемия. Чем дальше – тем страшней. Говорят: «Это я для себя». Нет ведь, на публику работают. Не думаем только, что с репейника смоквы не собирают.
– У кого-то из подвижников есть такое сравнение: когда ждешь любимого, ты весь сосредоточен, тебе хочется тишины, уединения – «Се Жених грядет в полунощи…»; а если ты интуитивно чувствуешь, что встреча с тем, кого выбрала твоя душа, будет ужасна, то пытаешься всячески отвлечься, включить как можно громче музыку и т.д.
– Как отмечает преподобный Исаак Сирин, уныние от празднословия и развлечений утихает лишь на время, а потом опять восстает с большей силой. Так, люди зачастую вместо того, чтобы бороться с унынием, наоборот, его в себе увеличивают. Нет, чтобы пресекать в себе корни уныния, наоборот, их удобряют.
Христианская радость вопреки
– То же самое и в отношении постоянных путешествий или походов по культурным мероприятиям, чтобы как раз-таки «развеять скуку»?
– Это не исцеляет. Наше уныние придет туда, куда мы собираемся, раньше нас.
– А здесь не действует правило: клин клином вышибают? Иногда святые отцы говорят: можно выбрать меньшее зло, чтобы избавиться от большего.
– Бывает такое, когда, например, ненависть расторгает долгую узду прелюбодеяния. И дивно дело, что Промыслом Божиим бес беса изгоняет. А уныние не существует само по себе, оно следствие. Поэтому его, как ни вышибай, не вышибешь, если не искоренять причины.
Правда, допустим, если у человека работа связана с каким-то монотонным трудом, тогда смена деятельности временами ему просто необходима. Представьте, стоять на конвейере и изо дня в день одну и ту же гайку закручивать. Тяжело. Даже в лагерях, вспоминали, работа на валке леса была хотя и тяжела, но порой предпочтительнее других изнурительно монотонных нарядов внутри лагеря, потому что по крайней мере она разнообразна.
Из житий некоторых подвижников также известно, что, неся послушания, например, по переписыванию книг, они иногда приходили потрудиться в хлебню, чтобы как-то разнообразить будни физическим трудом и не прийти в уныние.
Еще в миру, по юности, помню, был такой случай: один молодой человек, которому еще и 30 лет не было, пережил уже несколько инфарктов, и ему кардиолог посоветовал: «Поезжайте на рыбалку!» И он, послушав совет врача, забыл об инфарктах! Значит, на природе он отключался от всех своих проблем. Это была медицинская мера.
Да даже если просто человек живет в Москве, много работает, тратит каждый день уйму времени, чтобы добраться до работы и обратно, – замечательно же, если он выберется на недельку на природу. Сплавится где-то по сибирской речке на байдарке. У костерка посидит вечерами. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если хочешь отдохнуть, иди на природу». Уныние бывает и от переутомления.
Но отдых отдыху рознь. Если отдыхающий на рыбалочку бутылочку привык брать, то какой же это отдых? Ну, упился… И какой смысл?
– А в принципе жизнь в мегаполисе может способствовать унынию?
– Если мы будем причины уныния полагать вне себя, то это будет ошибкой. Вспомните, апостолов посадили в тюрьму, ноги в колодки забили, а при этом они пели молитвы, Бога славили. Не унывали же? Казалось бы, по-человечески рассудить, они даже по темнице передвигаться не могли – в колодках сидели, какое у них должно было быть состояние?.. А они радовались!
Когда на первом месте Господь
– Часто уныние бывает при каких-то тяжелейших заболеваниях, когда, например, человека парализовало, – как тут не заунывать?
– А у блаженной Матроны Московской тяжелое было заболевание или нет? А она не унывала! И сколько таких! Был еще, например, блаженный Матфей Мальский под Псковом, который 45 лет вообще на одном месте пролежал, да так, что даже повернуться не мог. Но скольким он помогал! К нему отовсюду народ шел за молитвой, за советом, за утешением. И никакого уныния!
Выше сил Господь креста не попускает. А неизбывных скорбей в этом мире не бывает, потому что сама эта жизнь скоротечна. Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у нас на первом месте будет Господь, то какое в присутствии Божием может быть уныние? Оно тогда невозможно! Когда в душе будет радость? Когда Господь будет на первом месте! Вот и все. Вот это настоящая жизнь.
Если же в моем сердце на первом месте что-то другое, оно станет для меня идолом. А что идол делает с душой? Он делает ее подобной себе – мертвой. Как у пророка Давида сказано: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: ушы имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня» (Пс. 113, 12–16). А какое же будет следствие у этого умерщвления души, как не унылое, безрадостное состояние? Может быть, какие-то плотские утешения, пока еще душа в теле, и будут у человека. А потом?.. Да и здесь ничто преходящее душу не успокоит. Какая житейская сладость печали не причастна?
– Дальше у Давида в приведенном вами псалме строчка: «Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть» (Пс. 113, 17). Можете пример привести: что происходит, когда у человека в сердце Господь на первом месте?
– Архимандрит Павел (Груздев) писал из лагеря домой: «Мы должны от Господа принимать не только радостное, но и скорбное. А скорбного я еще и не видел…». И это пишет человек, которому следователь на допросах все зубы выбил! Один оставил. И то, видимо, потому что не достал – зуб мудрости, наверно. Вот, пожалуйста! Это человек, который духом жил с Господом. Из лагеря пишет: скорбного не видел. Он не сочинял, писал от сердца.
«Радость – цель; крест – средство»
– «Чистому все чисто» (ср.: Тит. 1, 15). У Марка Подвижника есть слова о том, что тоска – это еще иногда и крест духовный, посылаемый к очищению прежде бывших согрешений.
– Там же он еще указывает, что тоска происходит и от других причин: «от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, оттого и томимся».
– А могли бы и в скорбях радоваться?
– Если правильно к ним относиться. У преподобного Макария Египетского есть слова о том, что «тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах». Это он и говорит как раз про скорби, которые нам просто необходимы, чтобы наши души плодоносили.
Вообще, чтобы для самого себя разобраться и дать правильное направление своему уму, надо, конечно, читать святых отцов. Если человека какая-то страсть одолевает, то же уныние, надо брать книгу и читать: что об этом писали святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, оптинские старцы. Люди смиренномудрые, с духовным разумом, которые четко видели, что происходит в душе у человека. Вот сейчас Крестопоклонная неделя. «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест, – писал святитель Феофан Затворник. – Радость – цель; крест – средство».
Потрудиться надо! И в чтении святых отцов тоже. А если к себе применим, да об исправлении души своей позаботимся, то «радости вашей, – как сказал Господь, – никто не отнимет от вас» (Ин. 16, 22).