Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

В пяти коротких словах Иисусовой молитвы – идеальная терапия для души, история истинной любви и описание главных жизненных ориентиров для любого человека. Что значат эти пять слов и как с их помощью найти себе место в Раю, объясняет архимандрит Андрей (Конанос).

Все земные и небесные сокровища

Что означают эти слова – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

Во-первых, мы, произнося эту молитву, прославляем Христа – называем Его Господом. Можно здесь еще добавить, например, Боже (Господи Боже), или Вседержителю (Господи Вседержителю), или Всесильный, Премудрый, Преблагий – в общем, множество других прекрасных слов, какие только придут на ум.

В момент произнесения этой молитвы ты поклоняешься Богу, признаешь Его существование; признаешь, что ты не один в этом мире; что есть еще Кто-то рядом, вокруг и в тебе – Кто обнимает всю Вселенную и создал все. Кто – Господь.

Но тут же, за словом Господи, в молитве появляется личное, человеческое имя – Иисус. Господи Иисусе Христе… И если словом Господи мы подчеркиваем трансцендентность Бога, Его недосягаемость, вечность и бесконечность, то произнося Иисусе Христе, тем самым говорим и о человеческой Его природе. То есть этими словами признаются две природы Христа – божественная и человеческая. Говоря так, мы признаем, что Иисус – Господь, что Христос – Бог, недосягаемый Бог, тайну Которого не в силах разуметь даже ангелы. И в то же самое время этот Бог настолько доступен и осязаем, что можно до Него дотронуться, увидеть Его, изобразить, говорить с Ним и слушать Его в Лице Иисуса Христа, Который – Бог.

Разве это не удивительно?

И если кто-нибудь будет спрашивать вас о Боге, знаете, что нужно сделать? Взять икону Христа и показать со словами: «Это – Бог» Как – Бог? У Бога ведь не может быть очертаний, лица, не может быть цвета… Нет, это – Бог. И вот Его рот, вот глаза, волосы. Это – Бог. Господь – Иисус, Иисус – Господь.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его (Ин 1:14). Бог сошел на землю, и теперь Он доступен – мы смотрим на Господа, нашего Христа, и через молитву понимаем, что божественная и человеческая природы соединены в Его личности. На земле есть места, где бывал Господь – жил, ходил, был распят и воскрес. И в обращение к Нему вмещается вся история Христа, вся Его жизнь, все, что можно о Нем сказать; все, что скрывает в себе слово Христос, – все земные и небесные сокровища. Мы прославляем Бога, называем Его Господом. Господи, – говорим мы, – люди похулили Тебя, ударили, заплевали и распяли. Но я, две тысячи лет спустя, иду к Тебе и призываю Тебя днем и ночью, называя Господом Иисусом Христом – Тебя, Которого при земной жизни называли одержимым и заблудшим, изгоняющим бесов силой Веельзевула. А я, называя Тебя Господом, признаю, что Ты – Бог, мой Бог. Как слепой когда-то звал Тебя со словами: «Господи, помилуй меня, дай мне прозреть!» Так и я признаю, что не я, а Ты – Бог.

Захочет ли Бог уделить мне внимание?

Старица Гавриила говорила, что Иисусова молитва – это звонкая пощечина нашему эгоизму, нашему «я». Чтобы сказать Христу Господи, нужно смириться, понять, что не ты господь, т.е. господин в этом мире, а Он, Он – все. Потому что слово Господь именно это и подразумевает – все. И здесь нужно смирение, чтобы признать, кто – ты, а Кто – Он. Признать, что ты – ничто. Ведь еще совсем недавно тебя просто не было – забыл, дружок? Не было ни тебя, ни меня, ни всех тех, кто сейчас рядом с нами – наших детей, супругов, родных… Нас всех просто не было, мы тогда еще не родились. А Он – был. Кто? Господь Иисус Христос. А мы родились тогда, когда Он этого захотел, в определенном отрезке времени. Он существовал всегда, и существует, и будет существовать. Он – Присносущный, Вечно существующий, Он – Христос, и этой молитвой мы признаем Его, поклоняемся Ему, служим и принимаем, что мы – ничто перед Ним, нашим Господом. Мы ничтожно малы. И то, как мы упоминаем себя в этой молитве – помилуй мя, – лишний раз говорит о малости нашего я. В этом мя – я, и ты, и все мы. Наши имена звучат вместе с именем Христа, но мы так малы в сравнении с Ним! Между нами – пропасть. Бог – одно, а человек – другое. Бог – это то, что невозможно постичь. Как говорится в Анафоре на Божественной литургии: «Ты бо еси Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим, присно Сый, такожде Сый (то есть Существующий вечно и всегда Один и Тот же – прим. перевод.

А я кто? Земля, глина, грязь.

Встань на весы. Сколько бы килограмм ты ни весил – 80, 90, – это все килограммы грязи. 80 килограмм грязи. Ты – грязь, и я. А Он – Тот, Кто одевается светом яко ризою.

И вот ты, комок грязи, обращаешься ко Христу, Который – Все, и хочешь протянуть мост над бездной, Отделяющей тебя от Него. А знаешь, как это делается? С помощью удивительного, чудотворного, сильного и спасительного слова помилуйПомилуй мя! Именно милость Божия преодолевает это расстояние между творением и Нетварным.

Ведь наш Бог – нетварен, Он – Создатель всего, а мы – ограниченные существа, замешанные на тлене и смерти. Но мы приходим ко Христу, и молимся, говоря: «Господи Иисусе Христе! Ты – Бог, Всемогущий и непостижимый, а я – тот, кого Ты привел сюда, в этот мир, из небытия в бытие. Ты подарил мне жизнь. Я – немощный, маленький человек, со своими проблемами и тревогами. Кто – я, и Кто – Ты? Ты слышишь меня? Понимаешь меня? Я посылаю Тебе сигнал SOS – Ты слышишь меня?»

Один человек так мне и сказал: «Я молюсь Богу, но разве Он захочет уделить мне внимание?» Действительно, неужели Бог слушает людей? Он, Бог, – неужели Он слушает нас, неужели Ему есть до нас дело? Есть. И знаешь, почему? Потому что Он обладает тем, что мы просим в нашей молитве – «Помилуй мя!» Он милостив. Господь – это Великая Милость. И именно Его милость связывает нас с Ним, она и есть тот мостик, что соединяет тварного человека с нетварным Богом. И это происходит благодаря замечательной молитве, когда ты, маленький человек, оказываешься рядом с Богом с помощью всего нескольких слов. Ты говоришь: «Помилуй мя!» – и Господь приходит, и милует. Это ли не прекрасно?

Молитва – это история любви

Но, конечно, чтобы произнести эти слова, нужна любовь. Молитва – это история любви, которую слагает христианин-поэт, христианин-художник. Как говорил старец Порфирий, чтобы изобразить Бога в своем сердце, нужно быть художником. Любить Бога всем сердцем можно тогда, когда оно смягчилось, и ты славословишь, поклоняешься и признаешь, что Христос – Господь и Бог наш. Любовь необходима.

Эта молитва нужна вот еще для чего. Она подсказывает, о чем нужно думать в первую очередь.

Вот если я спрошу вас – не в данный момент, разумеется, а в другое время, – что сейчас для вас самое главное? Мать ответит: «Мой ребенок». Отец семейства скажет: «Жена, дети, деньги». Школьник ответит: «Домашнее задание, экзамены». Юноша скажет в ответ: «Девушка, которая мне нравится. Водительские права…». Видите? Многое в нашей жизни мы считаем главным. Деньги, здоровье, модная одежда… Если заглянуть в мои, твои, наши мысли, то окажется, что главными для нас будут совершенно разные вещи.

А Иисусова молитва говорит нам, что самым главным для нас – первостепенной темой для размышлений, первостепенным объектом любви и привязанности, первостепенным вообще – должен быть Христос.

Иными словами, молитва Иисусова дает нам понять, что самое главное для нас – основная тема для размышлений, основной вопрос – это Иисус Христос. А не деньги или, скажем, здоровье.

К сожалению, часто мы думаем ровно наоборот. Да-да. Ведь каждый день мы молимся именно о здоровье! «Господи, здоровье для меня – это все! Главное – не заболеть, главное – выздороветь!» То есть главное для нас – не Христос, а что-то другое.

А молитва Иисусова говорит нам: «Нет! Христос – это все».

Любая проблема когда-нибудь исчезнет. Все проблемы приходят и уходят, это так относительно, и то, что тяготит тебя сейчас, тоже уйдет. А Иисус Христос будет всегда. И знаете, что делает Иисусова молитва? Она дает нам верный ориентир, указывая путь туда, где истинное Начало всех начал, где Солнце, утренняя звезда, где – Источник жизни. Понимаете?

Если это понять – что главным в нашей жизни является Христос, а не ты, не я, не деньги, не все то, что сейчас так занимает наш ум, – знаете, что произойдет? Мы успокоимся. Успокоимся и выздоровеем. Потому что знаете, откуда у нас все проблемы? Болезни, тревоги, стресс – знаете, откуда все это? От того, как мы любим. У нас больная, зависимая любовь.

Идеальная терапия для души

Мы возводим относительное в абсолют, прилепляемся, страстно желаем и зависим от того, что любим. Не в этом ли все дело? Помнишь, ты сам рассказывал мне, что когда от тебя ушла девушка, ты разболелся и чуть с ума не сошел…

Почему так происходит? Потому что вопрос жизни и смерти для нас – все, что угодно, но не Христос. Отсюда и болезни.

А Иисусова молитва – это своего рода идеальная терапия для души, душевное лечение. Она дарит ощущение баланса, делает психику сбалансированной; поворачивает человека в нужную сторону, ставит в правильную позицию по отношению и к самому себе, и к ближнему, и к Богу. «Все должно быть на своем месте, – говорит эта молитва. – Не нужно ни к чему прилепляться».

Когда ты умрешь – а кстати, сколько бы ты хотел прожить? Сто лет? Да хоть больше ста – все равно, когда и ты, и я покинем этот мир, первое, что мы увидим, будет не компьютер; не наше тело, которое мы до такой степени любим, что практически обожествляем; не лицо, за которым так тщательно ухаживаем; не волосы, которые старательно красим и питаем; не автомобиль или еще что-то. Первым, Кого мы увидим, будет Иисус Христос.

И если Этого Господа Иисуса Христа, в Котором Все, ты уже сегодня, будучи в Церкви, сможешь коснуться и заключить в объятия благодаря смирению и озарению от Бога, – разве может быть на земле кто-то умнее тебя? Если уже сейчас броситься к Нему навстречу, обнять Его, сделать «своим», обладать Им, то на земле не будет человека умнее и прекраснее тебя.

И все сразу окажется на своем месте, если Христос станет для тебя Господом – самым важным вопросом, самой насущной проблемой. Ничто другое уже не будет тебя волновать, и ты не заболеешь от горя – даже если умрет близкий человек. Да, ты будешь горевать, оплакивать его – ведь ты человек, наделенный чувствами, – но при этом скажешь: «Он умер, потому что не он – Господь. Господь – Иисус Христос, и Он – жив».

«Я есть воскресение и жизнь», – говорит Господь.

Понимаешь, что происходит? Все, что ты любишь, чему служишь здесь, на земле, уходит: люди предают, болеют, стареют, умирают; вещи портятся, истлевают, ломаются, начинают дурно пахнуть, их приходится выбрасывать. А мы всему этому служим, позволяем господствовать над собой в этой жизни.

Мы вообще живем в эпоху идолопоклонства – так много у нас начальников и «господ».

То, чего нет на земле

Как-то я ехал в автобусе, смотрел в окно (есть у меня любопытство, к сожалению) и увидел на стене надпись: «Ни Бога, ни начальников!» Это написали какие-то анархисты, которые вообще против кого-либо выше себя.

Но это только на словах так. Вообще, если бы мы не обожествляли, к примеру, хотя бы свой эгоизм – было бы чудесно. Но у нас тысячи богов, тысячи господ. Когда человек не любит Христа, когда Он для него – не Господь, господом непременно будет еще что-то, так уж мы устроены. Человеку просто необходимо к чему-то прилепляться, чему-то отдаваться. Да, мы не можем стать богами, думать о таком было бы высокомерием, бахвальством, бесовщиной. Но чему-то мы непременно отдаем свое сердце, это абсолютно точно. Нами обязательно что-то владеет. Не Бог – так собственное я, тело, идеи, мнения, спортивная команда, политическая партия и т.д. Что-то будет для нас богом в любом случае. И поскольку в какой-то момент все равно наступит разочарование, то мы впадем в уныние и будем переживать, горько плакать. Не надейся на звезды – они закреплены слабо; не давай ничему и никому властвовать над собою, кроме Меня, Иисуса Христа! Вот о чем говорит Иисусова молитва.

Именно Господь наш Иисус Христос является главным вопросом в нашей жизни, основной Личностью. Больше ничего. Ни радиопередача, к которой я готовлюсь; ни то, что ты сейчас думаешь; ни наши действия и поступки в будущем – ничто из этого не является главным. Только Иисус Христос. Он – Все.

Старец Порфирий постоянно так и говорил: «Христос есть Все!»

Я помню, дорогой, ты как-то сказал мне: «Компьютер для меня – все!» Понятно. Но после этого ты сам рассказал, что твой компьютер сломался. Значит, он не может быть всем. «Я починю его!» – сказал ты тогда. Починишь, а он потом снова сломается. А если и не сломается, придет день, когда «сломаешься» ты, потому что и ты – тлен, и ты однажды покинешь этот мир и не сможешь взять с собой компьютер.

Помню, один мальчик сказал мне:

– Отче, я бы хотел никогда не спать!

– Почему? – спросил я.

– Ну, чтобы вместо сна играть в компьютерные игры! Так обидно останавливаться, чтобы лечь спать!

Этот ребенок уже сделал компьютер своим богом и господином. Но разочарование наступит непременно. Разочаруют игры, разочаруют люди – я ни в коем случае не желаю тебе этого, но так будет. Все мы смертны, а тлен дает тление. Люди не могут подарить друг другу что-то бесконечное, вечное – потому что здесь, на земле, такого просто нет.

Готовы ли мы захватить Рай?

А молитва Иисусова расставляет все по своим местам. И ты успокаиваешься, обретаешь гармонию, равновесие, свое место в этом мире. Уходит ощущение раздвоенности. Как это прекрасно – когда звучит Иисусова молитва и желанный Господь становится твоим! Захват Рая – вот что это такое. Сейчас все берется приступом – хорошие школы, университеты, – давайте и мы возьмем приступом рай! Вопрос только – готовы ли мы это делать? И найдем ли себе там место? Скажу так: будешь повторять молитву Иисусову – найдешь. Повторять постоянно, постоянно – можешь? Можешь. Только не хочешь. Могу, но не хочу. По разным причинам.

Разве возможно, чтобы Господь наш Иисус Христос не помиловал того, кто при жизни призывал Его – постоянно, последовательно, смиренно, терпеливо, упорно, с любовью и от всего сердца, без расхождения слов с делом? Ведь в этой молитве мы просим о милости, о даровании рая. Неужели Он не даст рай, если всю жизнь просить Его об этом?

Если уж Бог помогает людям, которые Его даже не призывают, не знают, не любят, – а Он приходит и помогает им, потому что Он любовь, – то неужели Он не поможет тебе, всю жизнь взывающему к Нему словами «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

Однажды, когда я стоял на перекрестке, ко мне подошел нищий и попросил денег. Мелочи у меня не было, было пятьдесят центов и евро. Обычно я даю пол-евро, но в этом нищем было что-то такое, что заставило мое сердце смягчиться, и я подумал: «Сколько страдания и мольбы в этих глазах!» То, как этот человек просил милостыню, буквально заставило меня дать ему больше денег. И тогда я подумал: «Наверное, именно такими мы должны быть перед Богом – не просто просить о чем-то, а умолять от всего сердца. Тогда Он даст». Просьба должна идти из глубины души, с болью, любовью, жаждой и слезами. И тогда во время молитвы в нас проснется и расцветет та благодать, которую мы приняли еще при таинстве Крещения, когда в нас вошел Христос. Помните, крещаемых одевают в «светлые ризы»? Эта белая одежда символизирует чистоту и святость Божественной благодати, символизирует Самого Христа, потому что «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (вы, крестившиеся во Христа, облачились во Христа)».

Мы крестились во имя Христа и оделись в Него словно в другую одежду, завернулись словно в покрывало. Где Христос? В нас. Как же так? Мы Его не видим! Не видим, не чувствуем, и потому на душе у нас пусто, грустно и одиноко; мы плачем, жалуемся и ропщем, нам постоянно нужны новые развлечения, люди вокруг, чтобы утешиться. А ведь Христос – с нами, Он в нас.

Но мы не зовем Его, не хотим увидеть – нас столько всего другого занимает! А Он смиренно ждет Своей «очереди». Ничего, подожду. Постою в очереди. Может быть, когда-нибудь он позовет и Меня, чтобы Я пришел к нему со Своими дарами. Сейчас он занят модой, телевизором, вкусной едой, интересными покупками… Когда же Меня он позовет, чтобы Я явился ему?..

А молитва Иисусова как раз и просит об этом: «Господи, услышь, приди к нам, яви Свой лик, и тогда мы спасемся! Мы хотим видеть Тебя, Господи, хотим видеть свет в Твоем свете. Неужели Ты не услышишь, если звать Тебя?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.