Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3: 8).
Жена должна научиться этому искусству – быть дружелюбной к своему мужу, то есть чтобы он смотрел на нее и радовался. И еще кое-что.
Девушки и женщины должны следить за собой, потому что на деле происходит так, что в супружеской жизни один ощущает, что чувствует другой, и у женщин более всего написано на лице, что у них в душе. Например, она печальна и угрюма, и ты спрашиваешь ее:
– С тобой что-то не так?
– Нет, всё хорошо.
– У тебя неприятности?
– Да нет же, у меня всё в порядке!
– Ты устала?
– Нет, у меня всё нормально!
Но по тебе же видно! Ты же выдаешь наружу то, что у тебя внутри.
Так функционирует мужская психология, и поэтому желательно, чтобы жена улыбалась и была дружелюбной, а не хмурой, депрессивной, потому что, видя ее такой, муж начинает нервничать. Его охватывает такое чувство, что он должен что-нибудь сделать, и он становится подобным льву, запертому в клетке.
Жена должна научиться доставлять ему эту радость. А не так, что муж возвращается с работы, входит в дверь, а жена с порога начинает вываливать ему свои проблемы. Это ошибка!
Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3: 6).
Так было и на Кипре до недавнего времени, правда ведь? Муж говорил: «Это моя госпожа», – а жена: «Это мой господин!» Сейчас этого не говорят. Говорят ли так? Нет. А раньше говорили, и сейчас, если поехать в какое-нибудь село, то там еще осталось много благородных старичков, которые так говорят. И видишь, что они очень счастливые люди, потому что один знает, как говорить с другим, муж знает, как доставлять эту радость, потому что это очень важно – чтобы жена была радостной.
Когда она не радостна, а подавлена и у нее раздраженный вид, с ней действительно трудно жить. Она как будто носит под полой пилу по металлу, и будь ты хоть железным, распилит тебя пополам! Это исключено, чтобы ты остался целым и невредимым! У тебя будут проблемы. Обязательно.
Поэтому жены должны быть дружелюбными и доставлять эту радость супругам. А супруг, как я говорил раньше, оказывает своей супруге честь, снабжает ее похвалой, нежностью, любовью, надежностью, теплом – всем, в чем нуждается жена при муже.
Еще нам надо понять, что супружеская жизнь не держится на интимных отношениях, они составляют лишь малую часть супружеской жизни. Если муж этого не поймет, появится еще одна болезнь в браке. Им обоим надо понять это до брака. Поэтому Церковь решительно не принимает добрачных связей, чтобы муж и жена могли научиться уважать друг друга как личности, а не видеть в другом просто противоположный пол.
Добрачные связи разрушают брак. Недавно я читал, что даже в западных странах (цивилизованных, как принято говорить), где имеется полная свобода по этим вопросам, люди открыли, что сохранить себя чистыми и непорочными до брака – главная предпосылка успешности семейной жизни, потому что тогда брак действительно обретает смысл, сакральность и создаются условия для полного взаимного уважения. Именно тогда брак становится настоящим таинством. В противном случае всё бывает затоптано до брака, и он превращается в обычное повторение чего-то, что они уже проделывали сотни раз до этого, и поэтому не видят существенного смысла в браке.
Сам Бог говорит, что, когда человек вступает в брак, он должен оставить своего отца и мать, прилепиться к жене своей, и оба они будут одной плотью (см.: Быт. 2: 24; Еф. 5: 31). Ты, разумеется, почитаешь своих родителей, но это почитание продолжается до брака, а потом в твою жизнь входит другое лицо, уже являющееся твоей женой. И ты оставляешь своего отца и мать, что, конечно же, не означает, что ты становишься к ним безразличным, просто тебе всегда надо иметь в виду, что ты должен прилепляться к своей жене.
И Писание это говорит главным образом мужу. То есть муж более всего должен оставить отца своего и мать, потому что если он возьмет их с собой, то потерпит поражение. Брак его не будет успешным. Тогда как родители невесты, что бы там ни было, всё же иногда помогают, смотрят за детьми и т.д. Но не думаю, чтобы две хозяйки смогли ужиться в одном доме, потому что в таком случае одной из них пришлось бы стать великой святой!
Мы оказываем честь всем: как своим родителям, так и родителям супруги, которые тоже доводятся нам родителями. Но только факт тот, что эта честь должна включать изрядную долю рассудительности, потому что связь между супругами не должна расшатываться из-за вмешательства родителей. Что бы ни было, но связь в браке должна сохраняться в неприкосновенности ценой любых жертв, и только если для нее не будет риска, тогда мы можем обратить внимание и на своих родителей.
Когда налицо здоровая связь между супругами, когда муж и жена любят друг друга и тесно между собой связаны, тогда не бывает проблем с их родителями, то есть когда муж любит и уважает родителей жены, поскольку любит ее, а она любит его, поскольку знает, уверена и имеет подтверждения, что муж любит ее больше всего другого. Она начнет ворчать, только когда заподозрит, что муж поддается влиянию своей матери, или, как бы это сказать, тайком отдал часть своего сердца матери и она еще имеет над ним власть, тогда жена найдет тысячу поводов, чтобы сказать: «Твоя мать то! Твоя мать сё!»
И если ты часто ходишь к своей матери (а ты, по сути, ходишь к ней раз в год), то жена скажет тебе: «Да ты только вчера был там!» – или: – «Твоя мать звонила по телефону и спросила: “А где мой сын?”»
Когда супруга полностью уверена, что муж принадлежит ей целиком, всей душой и телом, тогда, думаю, проблем не возникает. Проблемы появляются с того момента, когда супруги перестают быть связанными между собой неразрывно, то есть они уже не так сильно соединены и где-то произошла «течь» или «пробоина», тогда начинаются проблемы. А когда супружеская жизнь здоровая, когда супруги соединены и любят друг друга, тогда не бывает таких проблем. Проблемы появляются потому, что нет единства, которое для супружеской связи является обязательным.
Святой апостол очень высоко ценит брак и брачную связь. То есть, глядя на свою жену, ты учишься смотреть на нее как на человека, с которым вы будете сонаследниками Царства Божия. Когда наша молитва встречает препятствия? Когда нас угрызает совесть. Когда совесть говорит нам, что то, что ты сделал, нехорошо, и у нас есть что-то против нашего брата, тогда мы не можем молиться, потому что не имеем дерзновения к Богу. Дерзновение имеет человек, чья совесть ясно свидетельствует ему, что он сделал, что мог. Поэтому очень важно смотреть на другого человека как на сонаследника Царства Божия, а на брак – как на общий подвиг, мы именно потому и живем вместе, чтобы вместе подвизаться и вместе войти в Царство Божие.
Мы женимся не для того, чтобы жить припеваючи, завести детей, дом. Нет, главный смысл – вместе войти в Царство Божие, а это значит, что я готов в любой момент заплатить какую угодно цену, принести любую жертву и перенести какую угодно трудность в браке. Поэтому нельзя разрывать свой брак при первом же появившемся затруднении или даже если затруднение продолжается, но его надо сохранять.
Скажешь: «Да сейчас ведь браки расторгают!» Да, расторгают. Но это факт, что брак должен покоиться и строиться на этом основании и что взаимная связь строится и крепится на совместном шествовании супругов к Царству Божию. А это значит, что один должен поддерживать другого, и оба они будут вместе продвигаться вперед к Царству Божию.
Очень важно, чтобы супруги научились вместе молиться. Поэтому не избегайте общей молитвы и молитесь вместе! Хотя бы две минуты, но встаньте оба пред Богом и помолитесь вместе. И увидите, что кто будет вместе молиться каждый день, те никогда не почувствуют проблем. Почему? Потому что наступит час молитвы, который все проблемы рассеет.
Сегодня, например, мы поссорились. Но вечером, тем не менее, мы пойдем, чтобы молиться вместе. Что поделаешь? Один из своего угла, другой из своего, но мы придем, чтобы вместе предстать пред Богом. Мы сделаем подобное того, о чем упоминается в «Патерике», где один авва пришел к другому и сказал:
– Геронда, мой собрат сильно огорчил меня, и я не могу его простить. Не могу!
– Ну хорошо! Тогда иди сюда, давай помолимся! – ответил старец и стал молиться: – «Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и не прощай нам долгов наших, как и мы не прощаем должникам нашим».
Первый авва стал возражать:
– Нет, отче, это ошибка! Мы говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»!
– Но ты ведь его не прощаешь! Как же Бог простит тебя? Итак, «очень молим Тя, Христе: не прощай нам грехов наших, как и мы, соответственно, не прощаем грехов другого…»
Когда пойдешь помолиться Богу, ты там смиришься. Помолишься вместе с супругой, и наступит первое умягчение, рана затянется и образуется мост.
Это еще благотворнее действует в случае с детьми. Очень спасительно, чтобы дети видели своих родителей молящимися вместе. Я знаю много семей, в которых молятся все вместе. Что тут скажешь? Верю, что в этих детях запечатлеваются самые хорошие образы, когда они видят отца опускающимся на колени, чтобы помолиться, как и свою мать тоже. Думаете, эта картина когда-нибудь изгладится из их памяти? Никогда. И ребенок так сильно начнет ценить своих родителей, так сильно их полюбит и будет почитать, что эта картина будет его самым мощным оружием, даже когда родитель не сможет дать ему никакого совета.
Доказано, что дом, в котором люди молятся, очень сплочен. Особенно если мы научимся, как водится в Церкви, вечером, перед тем как помолиться и лечь спать, просить прощения друг у друга, то есть сказать: «Прости, я сделал ошибку!» – и так отправиться спать. Ну, этот дом уже и не дом, а просто небо, это действительно всё самое лучшее, что может быть, рай! Когда же начинается раздор, дом превращается в ад, и это страшно.
И не думайте, будто дети не понимают этого: у них колоссальная интуиция. Вспомните себя, когда вы были детьми, или, если у вас есть дети, понаблюдайте за ними. А я вижу трех-четырехлетних детей, как они сопровождают родителей на исповедь. И у этих детей огромная интуиция, они понимают, когда родители между собой не ладят как следует. Внешне родители, может, ничего и не демонстрируют, не спорят в присутствии ребенка, но он все равно понимает, что у них проблема. Поэтому ответственность на родителей ложится огромная. Мы с вами, ладно, уже большие, даже если и поругаемся, у нас может не возникнуть психологических проблем, но дети очень чувствительны, и они получают из-за этого большие травмы и проблемы.
Поэтому очень важно, чтобы родители научились молиться вместе. Дети, которые рождаются в таких духовных состояниях, то есть после молитв супругов, имеют все предпосылки для полной гармонии своего духовного мира. В Ветхом Завете упоминается замечательный эпизод в случае с Товитом. Когда они поженились и вечером отправились в свою комнату, то, прежде чем делать что бы то ни было, встали на колени и помолились Богу так: «Боже мой! Благослови эту нашу связь и единение и дай нам благословенное дитя, благословен плод, и сохрани нас во все дни наши, чтобы мы были благоугодны пред Тобою».
Понимаете, какие дети родятся при этих предпосылках и какой будет эта семья? А когда дети рождаются при самых плохих предпосылках: в грехах, страстях, сластолюбии и копировании срамных дел, то вы понимаете, что из этого получится.
И это говорю не я один вместе с Церковью, но и психология. Сегодня есть целая наука «психология эмбриона», учащая о том, как важен момент, когда женщина зачинает в утробе ребенка, который несет в себе с этого момента генетический код.
Старец Порфирий всегда говорил об этом, это записано в его «Словах», он советовал супругам иметь очень гармоничные отношения перед тем, как зачинать своих детей, потому что тогда ты содействуешь приходу человека в мир. Осознаёшь ли ты, что становишься соработником Бога, содействующим тому, чтобы на этот свет появился человек? Ведь ты родишь не какого-нибудь зверя или котенка, не какую-нибудь мебель, а целого человека, ради которого Сам Бог стал Человеком.
А этот священный акт супружеской жизни превратился в разврат, на нем делают рекламу и видео, которое продают. Самый священный акт сотворения человека превратился в отвратительное зрелище, которое может совершаться где попало…