Вспомним: сам Люцифер был когда-то светлейшим ангелом. Он нёс Божественный свет, обладал благодатью, но потерял всё, потому что, пребывая в благодати и истине, впал в высокомерие и эгоизм.
Эти качества присущи и нам, когда мы начинаем превозносить себя над другими, без смирения принимая дар, посланный Богом. Если этот дар не может смирить наше сердце, если Божественная благодать не делает нас мягче, добрее, снисходительнее и сострадательнее по отношению к другим, а наоборот, мы становимся всё нетерпимее и жёстче, то это состояние отбрасывает нас далеко назад, и мы теряем всё, что удалось приобрести за столько лет духовной жизни.
Разве это не страшно? Не попасться в первую ловушку дьявола, когда он мешал тебе стать христианином и начать духовную борьбу, проскочить второй капкан – искушения, разочарования, и после стольких побед в одно мгновение лишиться всего из-за собственного высокомерия, тщеславия и жестокосердия по отношению к другим… Это страшно.
Но так бывает, и может случиться с каждым из нас. Никто здесь не застрахован. Потому и нужно усиленно молиться – всем за всех. Вы молитесь за меня, а я – за вас и всех остальных.
Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Смилуйся над нами! Дай нам дойти, приблизиться к Тебе, не сходя с выбранного пути. А по прошествии лет, когда мы будем тверды в вере и любви к Тебе, дай нам возможность идти смиренным путём. Пусть мы не думаем, что представляем собой великую ценность, а осознаём, что живём среди Твоих милостей и потому всегда благодарим Тебя и воспеваем, памятуя: Ты Един Свят, Един Господь Иисус Христос. «Твоя от твоих Тебе приносяще от всех и за вся» (слова из Евхаристического канона; «Твоё от твоих Тебе принося от всех и за всё» – перевод с церк.-слав. Е.Т.).
Всё, что мы приносим Тебе, Господи, — Твоё. Ты дал нам эту благодать, это желание славословить Тебя. Всё это – Твои дары, благодарим Тебя за них. И помним, что Ты ниспослал нам их не для того, чтобы мы просто схватили всё это и убежали.
Если, скажем, мне подарили икону, а я начну хвалиться перед пришедшими гостями, что эта прекрасная икона – моих рук дело, разве правильным будет мой поступок? Разве не следует в таком случае говорить, что это – подарок? Рассудок живо напомнит, что икона – не моё творение. Ещё недавно её не было у меня в доме, мне её подарили.
И так во всём. Есть ли у нас что-то своё? Чем бы мы ни обладали, всё — от Бога. И Господь дал нам это для того, чтобы мы не забывали о Нём и любили, благодарили Его. Ведь настоящая, глубокая признательность способствует развитию взаимоотношений. И Бог, таким образом, даёт нам возможность укрепить нашу связь с Ним.
Но если вместо этого начнём укреплять связь исключительно с собственным «я» и считать всё лишь своей заслугой, мы погибнем. Отвергая своё предназначение, душа начинает терять Божественные дары, гнить и разрушаться.
Очень важно спастись.
Один мой друг, афонский старец-иеромонах, любит во время беседы с паломниками сказать неожиданно такое, что заставляет крепко задуматься. Например, может совершенно внезапно спросить: «А мы спасёмся?» Если понять глубину этой проблемы, всё остальное уйдёт на второй план.
Если не удастся спастись, какой толк во всём том, что удалось стяжать за годы духовной жизни? Как говорил Господь: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:25).
И для того чтобы не погубить свою душу, необходимо вести серьёзную борьбу, прилагая усилия – сознательно и со смирением.
Помните, что стало с евангельским фарисеем из притчи? Уже который раз мы об этом говорим. Он пришёл в храм, помолился и молитвой, несомненно, стяжал Божественную благодать. То есть до определённого момента всё было хорошо. Но, выйдя из храма, этот человек лишился всего. Только что был «успешным праведником», а домой вернулся полным неудачником, без всех тех даров, которыми, как ему казалось, он обладал.
С мытарем же всё произошло ровно наоборот. Войдя в храм потерянным грешником, убогим и духовно опустошённым, он вышел богатым человеком, которого Сам Господь приводит нам в пример. Бог оправдал его, он стяжал прощение, милость, утешение и покой. Иными словами – нашёл тихую гавань, хоть и был грешником.
Господь сжалился над ним. А фарисей, обладая духовными богатствами, потерял всё. И такое может случиться с каждым из нас.
Бог всем нам посылает на пути множество «гаваней». Все они прекрасны, и наш корабль с лёгкостью может бросить в каждой из них свой якорь. Конечно, в гавани тоже могут быть небольшие волны, но при этом всё равно чувствуешь себя в безопасности. И Церковь, семья – это как раз те самые гавани нашей жизни.
У тебя есть семья. Ты когда-нибудь думал о том, что твоя семья, твой домишко – это самая настоящая тихая, уютная гавань? Приходишь домой, видишь своих детей и с радостью говоришь – как хорошо, что у меня есть дом! «Гавань», которая утешает и укрепляет душу.
И любая добродетель – это Божий дар и гавань. Когда мы молимся, когда жертвуем чем-то ради детей и поступаем по любви, всё это делается для того, чтобы наш корабль вошёл в тихую, уютную гавань.
Познание Божественного замысла и человеческого предназначения – это та пристань, к которой мы стремимся подойти. Здесь надёжно и безопасно. Здесь – настоящая жизнь.
И быть священником – это тоже «пристань». Ведь мы находимся под благодатью священства.
Это же может ощутить человек, поющий в церковном хоре. И любой дар Божий даёт нам возможность почувствовать эту безопасность и надёжность. Даёт возможность для хорошего самочувствия и спокойной, довольной жизни. По сути, сама жизнь начинается именно с такой «гавани». Сначала всё легко, красиво, но затем начинаются бури, кораблекрушения и потери.
Говорю всё это потому, что меня очень огорчило одно известие, полученное вчера. «Отче, помолитесь за меня, я развожусь! Я люблю свою жену и раньше думал, что мы всегда будем вместе». Разве это не кораблекрушение? Всё так хорошо начиналось: молодые люди встретились, взялись за руки, им было хорошо вместе – и вдруг корабль тонет возле самой пристани, в гавани, которую Сам Бог послал на их пути, — в браке.
А сколько церковных людей, поднявшихся на большую духовную высоту, — монахи, священники, — вдруг падают, теряя всё, что приобрели! Бросают всё и терпят кораблекрушение, искушая всех вокруг.
Человек стал священником, чтобы спасти свою душу, а вместо этого стремительно приближается к собственной гибели. Постригся в монахи, желая посвятить всю жизнь Господу, но даже такая жертва не даёт гарантий спасения. Опасность подстерегает всех. Невероятно…
И Евангелие не скрывает от нас эту опасность. Наоборот.
Вспомним апостолов. Как Пётр говорил Господу? «Если и все отрекутся от Тебя, я никогда не отрекусь!» (Мф. 26:33) И отрёкся. Отрёкся, находясь рядом со Христом. Потерял веру. Тот самый камень, на котором «Я созижду Церковь мою» (Мф.16:18), покачнулся, сорвался со скалы и утонул. Причём несколько раз подряд – помните, как он испугался расспросов служанки? «Не знаю Его! Клянусь!» (Мф. 26:74) А Христос в это время был совсем рядом.
Или апостол Фома. Помните, он вообще сказал: «Если не увижу Его, не поверю!» (Ин. 20:25). Разве всё это — не кораблекрушение? У кого-то больше, у кого-то меньше…
Иуда вообще предал Христа, продав Его за тридцать серебряных монет. Будучи среди избранных, находясь в непосредственной близости от Иисуса, он предал Его и пошёл ко дну.
Мы с вами только стремимся к тому, чтобы стать учениками Господа, а Иуда, являясь одним из самых близких Его учеников, потерпел кораблекрушение прямо рядом с Учителем.
То же можно сказать и о фарисее из притчи, и о Димасе – ближайшем ученике апостола Павла. Вспомним послания апостола – сколько раз он называл Димаса своим соратником. А потом читаем: «Он оставил меня, возлюбив нынешний век» (II Тим. 4:10).
Димас полюбил мир. Город, куда он отправился — Фессалоники, пленил его своими огнями, ночной жизнью, весельем и прочими земными радостями. Находясь прежде рядом со святыми апостолами, этот человек потерял всё.