Церковь вспоминает день преставления святого Феодосия Печерского, одного из первых игуменов Киево-Печерской Лавры, православного подвижника и отца русского монашества.
О жизни Феодосия Печерского рассказывает один из выдающихся памятников древнерусской письменности — Житие, написанное в конце XI — начале XII веков монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Также сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике».
Преподобный Феодосий родился близ Киева в семье княжеского слуги. С детства совершал аскетические подвиги, пребывал в молитве. На 24-м году покинул семью, вопреки желанию матери, и принял постриг в Киево-Печерской обители по благословению ее основателя преподобного Антония Печерского.
В 1057 г. иеромонах Феодосий был избран игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления число братии возросло до 100 человек, были построены наземные кельи, началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала одним из значительных духовных центров Киевской Руси. В монастыре был установлен Студийский общежительный устав, ставший образцом для большинства русских обителей.
За наставлением к игумену Феодосию приходили многие люди самых разных сословий. Святого почитал Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Чтобы не возгордиться, преподобный смирял себя простым трудом.
Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании.
3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался во время молитвы на восходе солнца. Тело преподобного игумена погребли в пещере, где он обычно молился. В 1091 г. святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны.
На церковном Соборе 1108 года, при митрополите Киевском Никифоре (1104-1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых.
До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия, среди которых поучения о монашеских обетах и обличения современников в языческих обычаях, а также молитва за всех христиан.