Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии Чувашской Митрополии
ГДЕ ВЫ, ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
Открыт сбор средств на восстановление храма святого целителя Пантелеимона после пожара
Огненное ЧП в нашем храме, который располагается по пр....
В Центре защиты семьи «Покров» работает горячая линия
 +7 (8352) 60-65-33 – психолого-социальная помощь кризисным беременным и женщинам с...
Объявление!
По воскресеньям в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Дорогие братия и сестры! Эпидемия новой коронавирусной инфекции продолжается....
Объявление
Братья Чебоксарского филиала Братства «Сыны Афона», по благословению епископа...
ОБЪЯВЛЕНИЕ!
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г.Чебоксары молебны со...

Свя­ти­тель Ва­си­лий Острож­ский – один из са­мых по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. По сей день не пре­кра­ща­ют­ся бес­чис­лен­ные чу­де­са ис­це­ле­ний у ков­че­га с его мо­ща­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в чер­но­гор­ском мо­на­сты­ре Острог. Каж­дый год при­но­сит но­вые из­ве­стия о чу­де­сах св. Ва­си­лия. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства оче­вид­цев – на­ших совре­мен­ни­ков, ви­део­за­пи­си укреп­ля­ют по­чи­та­ние это­го свя­то­го в на­ро­де. Не ис­ся­ка­ет по­ток па­лом­ни­ков и ту­ри­стов со всех стран, стре­мя­щих­ся по­се­тить ме­сто по­движ­ни­че­ства и упо­ко­е­ния Острож­ско­го чу­до­твор­ца. В 70-х – 80-х го­дах про­шло­го ве­ка в день Свя­той Тро­и­цы (пре­столь­ный празд­ник мо­на­сты­ря Ниж­ний Острог) со­би­ра­лось со всех серб­ских зе­мель око­ло 15 ты­сяч че­ло­век, что со­став­ля­ло 1/10 часть то­гдаш­не­го на­се­ле­ния Чер­но­го­рии.

Он ро­дил­ся в се­ле Мр­ко­нич в По­по­вом По­ле 28 де­каб­ря 1610 г. у на­бож­ных ро­ди­те­лей Пет­ра и Ана­ста­сии Йо­ва­но­вич и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сто­ян. С дет­ства он был на­учен по­сту, мо­лит­ве и стра­ху Бо­жье­му. Ко­гда Сто­ян под­рос, ро­ди­те­ли от­ве­ли его в бли­жай­ший мо­на­стырь За­ва­ла, по­свя­щен­ный Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где игу­ме­ном был дя­дя Сто­я­на – Се­ра­фим. В мо­на­сты­ре бы­ло мно­го уче­ных мо­на­хов и боль­шая биб­лио­те­ка. Здесь Сто­ян учил­ся муд­ро­сти Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых от­цов, а так­же по­лез­ным свет­ским на­у­кам.

Про­быв неко­то­рое вре­мя в За­ва­ле, он пе­ре­шел в мо­на­стырь Твр­дош, по­свя­щен­ный Успе­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция Тре­бинь­ской епар­хии. Здесь он при­нял по­стриг с име­нем Ва­си­лий. Вско­ре пре­по­доб­ный был удо­сто­ен диа­кон­ско­го, а за­тем и свя­щен­ни­че­ско­го са­на.

Из мо­на­сты­ря Твр­дош св. Ва­си­лий на­пра­вил­ся в Чер­но­го­рию, где то­гдаш­ний чер­но­гор­ский мит­ро­по­лит Мар­да­рий (по про­зви­щу Кор­нет­ский вла­ды­ка) за­дер­жал его у се­бя в Це­тинь­ском мо­на­сты­ре. В это вре­мя в Чер­но­го­рии при по­пусти­тель­стве Мар­да­рия иезу­и­ты ак­тив­но ве­ли уни­ат­скую про­па­ган­ду. Св. Ва­си­лий убеж­дал мит­ро­по­ли­та вы­сту­пить про­тив ла­тин­ской ере­си, но Мар­да­рий его не слу­шал.

Вско­ре Мар­да­рий со­гре­шил со слу­жан­кой, а об­ви­нил в этом мо­ло­до­го слу­гу Ва­си­лия. Ва­си­лий был осуж­ден на по­ве­ше­ние, но про­сил по­до­ждать с ис­пол­не­ни­ем при­го­во­ра до рож­де­ния ре­бен­ка у слу­жан­ки. Ко­гда ре­бе­нок ро­дил­ся, Ва­си­лий взял его в ру­ки, три ра­за ду­нул и спро­сил, чей он. К ве­ли­ко­му чу­ду, но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок про­го­во­рил: «Кор­нет­ско­го вла­ды­ки». То­гда Ва­си­лия оправ­да­ли, а Мар­да­рия за­бро­са­ли кам­ня­ми, на­сы­пав над ним це­лый ка­мен­ный кур­ган, ко­то­рый на­зы­ва­ют «мо­ги­лой Кор­нет­ско­го вла­ды­ки».

По­сле это­го Ва­си­лий вер­нул­ся в Твр­дош. Став ар­хи­манд­ри­том это­го мо­на­сты­ря, он как ду­хов­ник и пас­тырь об­хо­дил гер­це­го­вин­ские се­ла, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния и на­став­ляя паст­ву в Еван­гель­ской муд­ро­сти. Пред­при­нял твр­дош­ский ар­хи­манд­рит и даль­нюю по­езд­ку на Русь, от­ку­да при­вез мно­го бо­га­тых цер­ков­ных да­ров, свя­щен­ни­че­ских об­ла­че­ний, цер­ков­ные кни­ги и день­ги для сво­ей паст­вы. По­мощь от еди­но­вер­ных рус­ских бра­тьев по­мог­ла вос­ста­но­вить мно­гие хра­мы, быв­шие в за­пу­сте­нии, и от­крыть на­род­ные шко­лы при мо­на­сты­ре и при­ход­ских церк­вях. Эти тру­ды св. Ва­си­лия вы­зва­ли нена­висть к нему гер­це­го­вин­ских по­тур­чен­цев и аген­тов ла­тин­ской унии, ко­то­рые ис­ка­ли воз­мож­ность его убить.

Вско­ре св. Ва­си­лий на­пра­вил­ся на Афон через мо­на­сты­ри Жу­пу Ник­шич­скую, Мо­ра­чу и Джур­д­же­ви сту­по­ви (Ге­ор­ги­ев­ские стол­бы). По до­ро­ге он за­ехал в Печ к пат­ри­ар­ху Па­и­сию I Янье­ва­цу и по­дроб­но рас­ска­зал ему о тя­же­лом по­ло­же­нии пра­во­слав­ных сер­бов в Гер­це­го­вине, о ту­рец­ких на­си­ли­ях и ла­тин­ской про­па­ган­де. Пат­ри­арх от­пу­стил его на Свя­тую Го­ру, обя­зав вер­нуть­ся в Печ.

На Афоне Cв. Ва­си­лий обо­шел мно­гие мо­на­сты­ри и ски­ты, где учил­ся у афон­ских по­движ­ни­ков. По воз­вра­ще­ни его в Печ пат­ри­арх Па­и­сий со­звал серб­ских ар­хи­ере­ев, ко­то­рые в празд­ник Пре­об­ра­же­ния в 1638 г. ру­ко­по­ло­жи­ли 28-лет­не­го Ва­си­лия в епи­ско­пы, по­ста­вив его мит­ро­по­ли­том Тре­бинь­ским с ре­зи­ден­ци­ей в Твр­до­ше.

Вер­нув­шись в род­ные края, свя­ти­тель на­чал свои ар­хи­пас­тыр­ские тру­ды без огляд­ки на опас­но­сти, ко­то­рые вновь ста­ли ему гро­зить. Си­ла его мо­литв бы­ла так ве­ли­ка, что он уже то­гда стал со­вер­шать чу­де­са ис­це­ле­ния. Тру­да­ми свя­то­го ста­ли об­нов­лять­ся мно­гие мо­на­сты­ри Тре­бинь­ской епар­хии.

В это вре­мя тур­ки уби­ли Во­сточ­но-Гер­це­го­вин­ско­го мит­ро­по­ли­та Па­и­сия Тре­бе­ша­ни­на, чья ре­зи­ден­ция на­хо­ди­лась на окра­ине Ник­ши­ча. То­гдаш­ний печ­ский пат­ри­арх св. Гав­ри­ил (Ра­ич), впо­след­ствии по­стра­дав­ший как свя­щен­но­му­че­ник, вос­со­еди­нил Во­сточ­ную и За­пад­ную Гер­це­го­вин­ские епар­хии в еди­ную За­холм­скую мит­ро­по­лию под на­ча­лом св. Ва­си­лия.

Ту­рец­кие при­тес­не­ния вы­ну­ди­ли свя­ти­те­ля по­ки­нуть свою ре­зи­ден­цию под Ник­ши­чем и обос­но­вать­ся в мо­на­сты­ре Острог у игу­ме­на Ис­айи. В Остро­ге св. Ва­си­лий вме­сте с дру­ги­ми по­движ­ни­ка­ми об­но­вил Вве­ден­скую цер­ковь, а так­же со­ору­дил Кре­сто­воз­дви­жен­ский храм. Его тру­да­ми Острож­ская пе­ще­ра пре­вра­ти­лась в на­сто­я­щий мо­на­стырь.

По­бли­зо­сти от Остро­га жил князь Ра­ич со сво­и­ми ше­стью сы­но­вья­ми, ко­то­рый чи­нил мо­на­хам вся­че­ские при­тес­не­ния. Бу­дучи в 1667 г. у печ­ско­го пат­ри­ар­ха Мак­си­ма, свя­ти­тель по­ве­дал ему о на­си­ли­ях кня­зя, и пат­ри­арх на­пи­сал Ра­и­чу пись­мо, в ко­то­ром при­гро­зил про­кля­ти­ем вся­ко­му, кто дерзнет вре­дить мо­на­сты­рю и его на­сель­ни­кам. И сам Ва­си­лий пред­ска­зы­вал кня­зю, что ес­ли он не пре­кра­тит тво­рить неправ­ду, то ли­шит­ся сво­их сы­но­вей. Это про­ро­че­ство вско­ре ис­пол­ни­лось. Опе­ча­лен­ный князь Ра­ич при­нес ис­крен­нее по­ка­я­ние в сво­их гре­хах, и Гос­подь, по пред­ска­за­нию св. Ва­си­лия, вновь уте­шил его муж­ским потом­ством.

Неустан­но под­ви­за­ясь в по­сте и мо­лит­ве, свя­ти­тель до­стиг кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни и 29 ап­ре­ля (12 мая) 1671 г. мир­но пре­дал свою ду­шу в ру­ки Гос­по­да в сво­ей кел­лии. Из ска­лы, у ко­то­рой на­хо­ди­лась его кел­лия, вы­рос­ла ви­но­град­ная ло­за. Те­ло свя­то­го мо­на­хи по­греб­ли в Вве­ден­ской церк­ви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.