Переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста.
Прп. Варлаам, в миру Алексий, был сыном богатых и благочестивых новгородских горожан. Они дали ему хорошее образование, но им не нравилась склонность его к подвижничеству. Он говорил им: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится, как колесо!» После их кончины он удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он видел неизреченный свет. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь или Худынь – худое место, потому что там бывали бесовские страхования. Преподобный не страшился их «наваждений» и вскоре принял постриг с именем Варлаам. Возможно, что он был иноком Антониева монастыря. К нему стали приходить как миряне за наставлениями, так и желающие жить с ним. Так создался Спасо-Преображенский Хутынский монастырь.
Церковь во имя Преображения Господня преподобный создал сначала деревянную, а потом и каменную. От всех приходивших к нему преподобный требовал прежде всего взаимной любви. Он был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города. Был случай, когда он спас приговоренного к потоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг.
Среди учеников его прославились его преемники прп. Антоний Дымский (память его 17 янв.), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (память его 8 июля).
Однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице – на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот был послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. В память этого чуда в Новгороде до наших дней совершался крестный ход.
Свою обитель прп. Варлаам поручил прп. Антонию Дымскому, который совершил путешествие в Константинополь и Святую Землю.
Исцеления от мощей его начались с XIV в. Во время ежегодного крестного хода в память преподобного одного расслабленного положили в церкви около его раки. Вдруг он увидел исходящее от нее пламя и воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня!» – и встал здоровым.
Были и другие чудеса.
В XV в. святые мощи прп. Варлаама были обретены нетленными и положены святителем Евфимием (память его 11 марта) в открытой раке. Известны два случая воскрешения им умерших. В первый раз это был купец, который вез милостыню в обитель и потонул уже в виду монастыря. Тело его было извлечено из воды без всяких признаков жизни. Внезапно он ожил и заявил, что жизнь ему возвратил прп. Варлаам.
Во второй раз прп. Варлаам воскресил в 1460 г. молодого постельничего вел. князя Василия Темного – Григория. Воскресший рассказал, что по кончине он был немедленно окружен роем бесов, обвинявших его в разных грехах. Но тут же явились ему святитель Николай и прп. Варлаам. Святитель сказал ему, что его немногие добрые дела имеют более силы, чем все его грехи, известные его духовнику. А прп. Варлаам сказал так: «Хорошо было бы тебе здесь остаться, но родители твои будут скорбеть без тебя; иди утешь их, и я помогу тебе!» Он стал невидим, а умерший ожил. В 1521 г. престарелая монахиня высокой духовной жизни во время нашествия на Москву орд крымского хана Мехмет-Гирея увидела, что московские святители покидают Кремль, унося с собой чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Но их встретили прпп. Сергий и Варлаам и, преклонив колена, умоляли их не покидать город, но молить за него Бога. После этого они все вместе отслужили молебен и вернулись в Кремль. Москва была спасена.
До последнего времени мощи прп. Варлаама почивали в открытой раке в Спасо-Преображенском монастырском соборе.
Празднование памяти преподобного в 1-ю пятницу Петрова поста связано с предуказанным им архиепископу Новгородскому чудом. В этот день совершался крестный ход из Софийского собора в Хутынский монастырь.