Митрополит Калужский и Боровский Климент
Когда приходит беда, рушатся планы, не оправдываются ожидания, человеком нередко овладевает ощущение обделенности, несправедливости жизни.
Он ищет помощи извне, прислушиваясь к разным советам и рекомендациям, как и при физическом заболевании использует всевозможные средства, лишь бы избавиться от недуга.
Психологи утверждают, что одним из отличительных качеств зрелой личности является способность принимать реальность такой, какова она есть. Разочаровавшимся людям они рекомендуют посочувствовать себе, что не получилось выстроить жизнь так, как мечталось, и затем начать обустраивать ее, исходя из реальных условий. У христианских подвижников рекомендации «посочувствовать себе» нам не найти. А вот советов, как наладить добрую жизнь в любых конкретных обстоятельствах, есть немало.
Святые отцы учат различать жизненные ситуации. Одни из них человек способен изменить, и тогда он несет ответственность за свой выбор. Бессмысленно кого-либо обвинять и на кого-либо сетовать в случае неудачи. Другие обстоятельства человеку неподвластны. Он делает все, от него зависящее, чтобы было так, а происходит иначе, потому что Господь судил иначе. Этого рода ситуации надо смиренно принимать, как находящиеся в руках Промысла Божия. Смирение — это готовность признать, что Господь заботится о нас наилучшим образом, что бы ни произошло.
Вспомним, как святого Иосифа предали родные братья. Хотели его убить, но потом «смилостивились» и «всего лишь» продали в рабство в Египет. Все эти обстоятельства не зависели от воли и желания самого Иосифа. Но как далее вести себя на чужбине: опустить ли руки, впасть в депрессию от чудовищного поступка родных людей или молиться, трудиться, исполнять день за днем свою работу — это уже зависело от него самого. И мы знаем потрясающий финал этой библейской истории, когда Иосиф через свое упование на Бога, свои таланты и трудолюбие достиг больших высот при дворе фараона и оказался спасителем всего своего народа, в том числе и братьев.
Во время Литургии святителя Иоанна Златоуста в евхаристической молитве приносится благодарность Богу за все Его благодеяния: не только за те, что люди видят и осознают, но и за те, о которых не знают и которые порой не воспринимаются таковыми. Тем не менее они ведут людей ко спасению. Не все действия Божии бывают понятны нам сразу или открываются в ближайшем промежутке времени. Быть может, мы увидим их через двадцать, тридцать лет, или это произойдет только в вечности.
Надо много трудиться над своим нравом, чтобы стать способным совершенно довериться Богу и благодарно принять Его волю в тяжелых обстоятельствах. Тогда даже в бедах и разочарованиях познается забота Христа о нашем спасении. Ведь все, что происходит с нами, допускается Господом по любви к нам.
Знаю историю женщины, на долю которой выпало много испытаний. Вначале у них с мужем долго не было детей. Супруги усердно молились, поддерживали друг друга, не теряли надежды. И Господь дал им одного малыша за другим: в семье появилось трое деток. Но случилась другая беда — муж ушел из семьи, бросил и жену, и детей, которых так долго вымаливал у Бога. Оставшись одна, она вынужденно несла и груз воспитания детей, и поиски заработка, и свое женское горе — нежданное одиночество. Спустя несколько лет произошла еще одна трагедия — сгорел их дом и всему семейству, лишенному мужской опоры, было негде жить. Конечно, нашлись добрые люди, приютили, помогли. Но как не впасть в отчаяние, когда человек остается один на один со своей болью и его мучает вопрос: «За что мне это?» Где искать опору?
Среди книг Священного Писания есть история многострадального Иова. Он претерпел много горя и потерь. Причем, как пояснял преподобный Серафим Саровский, совесть страдальца была совершенно чиста. Иов отказывался покаяться, потому что это было бы притворством, ложью, ведь он ощущал в себе присутствие Святого Духа. Значит, никаких разлучающих с Богом грехов он не совершил. Его стойкая верность Господу посрамила диавола, клеветавшего на праведника.
Так и в трагических ситуациях надо постараться по-иному ставить вопрос: не «за что?», а «для чего?», «с какой благой целью?» — даже если по человеческим меркам это выглядит несправедливо. Ибо мы не знаем, к чему это приведет в будущей нашей жизни здесь и в вечности. Это и будет смирением — довериться Богу даже в таких жестких, сложных обстоятельствах, как у праведного Иова или у той женщины, которую предал близкий человек.
Проявлять смирение, когда в жизни все хорошо, нетрудно. Можно, например, безропотно принять ценный подарок или повышение по службе. А вот видеть благую волю Божию, когда тебя предают, когда лишаешься самого дорогого, намного тяжелее. Но только такое смирение и ценно в очах Божиих, а не бумажные, вычитанные знания.
Как иначе, если не в скорбных обстоятельствах, научиться доверять Господу, позволять Ему действовать в своей жизни? Ведь теоретически все согласны с тем, что доверие Богу необходимо и без него христианам нельзя прожить. А на практике? Когда нагрянет беда, потом еще одна и еще? Вот тогда-то и надо не впадать в ропот и в возмущение: «Господи, почему Ты это допустил?»
Сначала нужно чаще себе напоминать: «Если Господь судил оказаться в данных обстоятельствах, значит, мне надо их принять. Хотя они мне и не нравятся, но они нужны для блага». Потом можно и среди самых стесненных обстоятельств ощутить внутреннюю потребность от всей души благодарить Христа. Ведь и Спаситель претерпел за нас великие страдания и смерть, а затем воскрес. Стоит и нам терпеливо переносить все свои потери, скорби, обиды с надеждой, что Господь жалеет и любит нас, и желает нашего воскресения.