Митрополит Калужский и Боровский Климент
Всем известно устойчивое выражение «белые платочки», которое обычно применяется к женщинам, защитившим и укрепившим своей верой нашу Церковь в годы гонений. Люди замечают, что в храм ходит больше женщин, чем мужчин. Безусловно, я имею в виду не единичное посещение храма, а церковную жизнь в целом. Почему же ситуация в России именно такова?
Проблема эта возникла не вчера, не сто и даже не двести лет назад. Более того, это было характерно не только для нашей страны. Еще святитель Григорий Богослов говорил в обличительном слове к Юлиану Отступнику: «Вот что вещаем мы — галилеяне, мы, которые поем псалмы вместе со старухами… и — однако же низлагаем вас! Где прорицания и угрозы на христиан?.. Все исчезло, обмануло, рассеялось».
Исторически так сложилось, что женщин в храм ходит больше, чем мужчин, и в этом удивительным образом отражаются особенности мировосприятия. Мужчина во всем склонен искать смысл, он пытается понять цель того или иного действия. Когда из алтаря выходит священник на проповедь и обращается к верующим: «Братья и сестры, давайте любить друг друга!», женщина откликается на эти слова всем сердцем: «Давайте, давайте!». Мужчине такого призыва мало. Он хочет понять: зачем, к примеру, любить врагов, вместо того чтобы воздать им по заслугам? Наконец, каким образом их нужно любить, что это даст в итоге?
Женщина в церкви чувствует благодать, находит утешение и нередко печалится, что близкие, особенно супруг, не разделяют с ней этой радости. Попытки привести мужчину в храм не оканчиваются положительным результатом, ведь пока мужчина сам не примет решение, не устремится к Богу, вряд ли слова на него подействуют. Однако на мужчину благотворно действует сам образ жизни матери, сестры, супруги. Жития святых открывают немало примеров, когда истинные христианки добродетельной жизнью приводили к вере детей и супругов. Например, такими были святая Нонна, сын и муж которой впоследствии стали священнослужителями и православными святыми, праведная Моника — мать блаженного Августина и другие.
Случается и так, что женщины ищут в храме не духовного, а душевного утешения. Муж обижает, дети не слушаются, жизнь не складывается, а батюшка выслушает, посочувствует, помолится. Почему же мужчина не так часто стремится за помощью в храм? Происходит ли это потому, что у женщин более тонкая натура? Скорее, тут дело в другом. Скорбь и страдания женщине ближе. Она глубже проникает в их причину и понимает, что источником страданий является грех, а исцеление дает Господь, и поэтому она стремится к Богу и идет в храм.
Конечно, если человек придет в храм со своими бедами, никто его не прогонит. К преподобному Амвросию порой обращались с самыми пустяковыми, на первый взгляд, горестями. Однажды крестьянка пришла к нему и со слезами стала рассказывать, что у нее дохнут индюшки. Преподобный подробно расспросил ее, как она их содержит, чем кормит, а затем дал ряд советов, что нужно делать. Индюшки перестали гибнуть.
Однако нельзя забывать, что главное, зачем человек приходит в храм, — это не утешение в невзгодах, а встреча с Богом. Когда человек находится в храме, его «сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему…» — наставлял святитель Феофан Затворник. По его словам, в церковных службах заключен особый дух беседы с Богом. Люди, которые трудятся над собой, регулярно бывают в храме и не просто выстаивают службу, а горячо молятся, ощущают, как в их сердце загорается «молитвенный огонек; но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит», говорил святитель.
Что же касается мужчин, они действительно больше ищут Христа, а не утешений, и если ищут именно его, то приходят в храм и остаются в нем.
Однако тут их подстерегает другая опасность. Когда мужчина начинает молиться, жить по-христиански, результат, как правило, сразу не заметен. Ему же хочется быстрее увидеть, чего он достиг. В житейском плане, когда человек что-то делает, его усилия достаточно быстро приносят плоды, но в духовной жизни все иначе. Христианин очень долго не замечает результатов собственных усилий, наоборот, ему открываются все новые и новые грехи, которые раньше были незаметны. Почему так происходит? Если бы мы видели собственное преуспевание, то возгордились бы, а, как говорил преподобный Ефрем Сирин, этой тяжелой страстью сатана желает погубить всякого человека. Напротив, осознавая свои прегрешения, человек смиряется и обращается к Богу за помощью в борьбе с грехом.
Путь ко спасению требует больших усилий, и необходимо внутренне подготовиться к тому, что он будет долгим. А мужчина нередко начинает скучать, ему не хватает выдержки и он уходит из храма.
Приведу пример. Когда человек летит в самолете, ему кажется, что он почти не перемещается в пространстве. Однако в этот момент он преодолевает сотни километров. Так и христианин, живущий по заповедям, думает, что в духовном плане топчется на месте, но на деле — кардинально меняется. Главное — идти спасительным путем до конца, набраться терпения (см. Мф. 10, 22), ведь «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Наконец, если говорить о численности людей в храме, надо помнить, что мы обычно учитываем только количество прихожан. Для мужчины же, если не имеется канонических препятствий, открываются более широкие перспективы: он может пойти в семинарию, стать священнослужителем, помогать в алтаре. Но этих людей, как правило, не учитывают в статистике.
Храм открывает человеку Небо. Он — место общения Бога с людьми, в нем совершаются все Таинства Церкви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника».
Пути в храм у женщин и мужчин разные, они сопровождаются своими трудностями и радостями. Однако на каком бы жизненном этапе человек ни начал церковную жизнь, если он приходит в храм с верой и надеждой на Господа, то «Бог радостно примет и не оставит его». Так говорил преподобный Ефрем Сирин, автор великопостной покаянной молитвы.