Архимандрит Андрей (Конанос)
(Окончание. Начало см.: Лучший подарок для твоего ребенка)
Хорошим подарком для твоего ребенка будет, если он увидит тебя улыбающимся. Пусть не видит тебя в депрессии, отчаянии, разочаровании, из-за чего сам впадет в отчаяние. Постарайтесь быть такими родителями. А я не такой. Если зайти ко мне с утра пораньше, мне, может, трудно будет заговорить, но когда у тебя семья, ты не можешь позволить себе лениться. У тебя ведь дети, которые надеются увидеть в тебе силу и энергию, благодать Божию – и перенять их. Это ваш подвиг и аскеза. Подвиг очень трудный. Поэтому надо об этом подумать, прежде чем жениться. Но сейчас уже поздно об этом говорить: вы уже женаты.
Это неплохое дело – жениться, только надо делать это от души, чтобы брак был твоим призванием и радостью. Бог наложил на тебя печать в день, когда ты сочетался браком, и это неслучайно. Он призвал тебя к женитьбе. На этом пути нужен большой труд, но ты со всем справишься ценою жертв и борьбы.
Поэтому я не люблю, когда не только женщины, но и некоторые мужчины завидуют подвижникам:
– Сколько удивительных подвижников на Святой Горе Афонской!
– Христианка, но у тебя же есть муж, ребенок, люби свою семью!
– Нет! Моя душа – на Святом Афоне!
Всё это, конечно, хорошо, но иногда вызывает беспокойство. Это говорит о том, что женщина разочаровалась в жизни, поэтому ее ум всё время ищет, куда бы убежать: для нее хорошим становится что-то другое, ее счастье за порогом дома, ее радость где-то далеко.
– Нет, – сказал я ей, – твой Афон – это твой дом. Полюби свою семью, и будешь испытывать такие же чувства, как на Святой Горе.
В одном тропаре Богородице поется: «Радуйся, горо святая и Богошественная». Она – Святая Гора, потому что носила в Себе Христа, а Богошественным называется такое место, в котором является и шествует Бог. Бог есть и в твоем доме, здесь тоже совершаются чудеса, поэтому не завидуй другим: ты сделала самое лучшее из всего, что могла. Иди же своим путем, живи им и наслаждайся.
Это очень важно – наслаждаться той жизнью, которая нам остается. Сколько лет вы еще проживете? 30? 40? 50? Пусть же они не будут годами ропота, пусть не становятся такими, чтобы, как поется в песне, вся жизнь уподоблялась трудному восхождению в гору, и ты еле влачил существование. Пусть ребенок видит тебя радующимся жизни, работе, семье, обычной прогулке, и думает: «У меня уравновешенные, счастливые и радостные родители».
Еще один подарок для ребенка – ругать его, только когда это необходимо. Как говорится, чтобы мы думали, когда бросаться в атаку, а когда нет, чтобы не ругались по пустякам, а только когда на то будет веская причина. Что делать в других случаях? То, что говорит старец Паисий: прикидываться глуповатыми. Не контролируй всё: «Что ты делал? Что сказал? Во сколько вернулся? Чем от тебя несет?» Ругайся только раз в месяц, чтобы ребенок понял, что ты говоришь всерьез, что, если уж отец открыл рот, это значит, что ему не до шуток. Чтобы мы были серьезными, когда что-то говорим, а если уж ругаемся, то чтобы на это была серьезная причина. А не так, чтобы из-за каждого пустяка начинать ссору, корчить рожи, дистанцироваться друг от друга. Это очень жестоко. Так ты всегда будешь из-за чего-нибудь негодовать, ребенок всегда будет в чем-то виноват, и ты никогда не найдешь в этом доме покоя.
Не знаю, чувствуется ли в вашем доме такая атмосфера. Как хорошо, идя домой, издалека предвкушать: «Сейчас я приду домой, там тишина, сон и хорошая еда». Но нет, вы идете домой, а там вас ждут проблемы с деньгами, расходами, долгами, детьми: искупать их, накормить, сводить к врачу. А кроме того, вас ждут еще свекор, свекровь, родня – Пресвятая Богородице!
И говорите ребенку ободряющие слова. Не стыдитесь их произносить, ведь мы все – дети, мы и в 100 лет останемся детьми. Да, вы, взрослые, – тоже дети. Например, жена готовит что-нибудь вкусненькое, и если муж скажет, что она хорошо это приготовила, она ощущает себя как ребенок. Она рада это слышать. Поэтому говорите хорошие слова ребенку и супругу. И не держитесь от них на дистанции, не корчите рож, как делают это некоторые женщины.
Вы, женщины, обладаете огромной силой, жена держит в своих руках ключи счастья. Она может позволить мужу и ребенку вкусить радость и рай, а может сделать их жизнь невыносимой. У нее великая сила. Кроме того, жена обладает упорством и в хорошем, и в плохом. И если уж заупрямится – плохо дело. А расплачиваются за это дети. Одна женщина сказала мне:
– Я очень легко справляюсь с мужем и с сыном тоже.
– Как? Проводите с ними беседу, обсуждаете проблему?
– Нет, вы этого всего не знаете! Ты поп и в таких делах не разбираешься. Просто я не открываю рта! Строю ему гримасы. Исчезаю на три дня. То есть зайду, приготовлю и ухожу. Главное – три дня с ним не разговаривать.
Я спросил ее:
– А ребенок это видит?
– Конечно, я же и с ним делаю то же самое.
И я подумал: «Пресвятая Богородице, да разве это семья?» Спросил ее:
– А почему ты с ними не разговариваешь?
И она сказала:
– Отче, я их люблю, но не хочу давать им воли, ведь если заговорю, они тут же надуют щеки!
Нет, такая атмосфера в семье, где «я держусь на дистанции, притворяюсь суровой, строгой», – это не атмосфера Христа. Тут совсем другое дело. Как это назвать? Это дипломатия. Политика. Но так же нельзя. Ребенок, с которым ты по три дня не говоришь и держишься на дистанции, – у него же душа страдает.
Когда я был маленьким, самое тяжелое, что могла сказать мне мама, и я от этого расстраивался, было: «Мама тебя не любит!» Если она говорила мне это, я не мог найти покоя, пока она опять не скажет, что любит меня. И я говорил ей:
– Скажи мне, что любишь меня!
– Нет, я не люблю тебя! Вот съешь свою кашу, тогда скажу!
И когда она говорила, что любит меня, я успокаивался. Давайте же не играть с чувствами другого человека, ему ведь больно.
Откройте положительные стороны в своем ребенке, у него их много. Не сравнивайте его ни с кем на свете. Это очень вредно. Мужчина, который рядом с тобой, – самый лучший из всех, кого ты заслуживаешь и кто тебе подходит. Иначе Бог не дал бы тебе его. Он не дал бы тебе и этого ребенка. На это есть определенная причина. Так что этот ребенок, который у тебя есть, самый лучший – для тебя.
– Но он же не отличник! Я пришла на его занятия по фортепиано, а мне сказали, что у него много пропусков! А другому мальчику сказали, что он отличник и пойдет на концерт.
Ну и ничего страшного! Даже если твой ребенок не пойдет на концерт, вы будете вести с ним другую борьбу: терпение, смирение и усилие, снова и снова. Кто-то услышит похвалу здесь, а ты – в другом месте. Сравнение – это ад, это сущие муки, когда ты постоянно сравниваешь: «Вот это у меня есть, но оно мне не нравится».
И не обращайте внимания на то, что скажут о вашей семье люди. Это тоже пытка – слушать, как другие отпускают критические замечания в адрес твоей семьи, твоего ребенка, о его виде, росте, весе, умственных способностях. Нет. Разбирайтесь между собой сами, а перед другими почтительно ставьте пределы:
– Очень прошу вас: мы в своем доме так находим утешение. Нам нравится поститься. Вы не поститесь – это неважно, это ваше право. А мы ходим в церковь.
Не принимайте близко к сердцу критику, которая будоражит ваш помысл и доводит вас до болезни. Ведь люди способны нас уничтожить и свести с ума.
Одна женщина из Афин, у которой ребенок с психологическими проблемами, говорила мне:
– Мы, отче, смирились, приняли это и, насколько можно, боремся. Но родственники не дают нам покоя: звонят, критикуют, до всего докапываются, пока не причинят нам боли, как будто специально.
Или у тебя дочь никак не выйдет замуж, и родственники – конечно, из лучших побуждений – каждый раз спрашивают, не выходит ли она еще. Но если ты любишь, не спрашивай. Если любишь другого, не задавай вопросов, от которых ему станет больно.
Если видишь ребенка, которому не дается учеба, ты не станешь его без конца спрашивать:
– Ну, и как у нас дела? Какие оценки мы получаем? Скажи, сколько тебе поставили?
Ты его этим расстраиваешь. Ему трудно признаться, что он завалил экзамен. Поэтому не спрашивай. Если бы у него была хорошая оценка, он сам бы тебе об этом сказал. Так что не надо спрашивать. Мы, люди, часто бываем похожи на Каина и Авеля, испытываем братоубийственные чувства: как бы другому навредить, как бы его уязвить, оскорбить. Поэтому давайте защищать ребенка от этого всего:
– Дитя мое, не обращай внимания на людей! Мы тебя любим. Мама и папа любят тебя таким, какой ты есть. И ты станешь еще лучше, у тебя есть способности, ты же у нас умница.
Давайте так говорить детям – и самим в это верить, чтобы поверили и они.
Ничего не бойтесь, потому что всё пройдет: и эти проблемы, и всё, что доставляет нам сейчас трудности. Жизнь потечет своим чередом. Мы справимся! В этом году у нас всё выходит так, а через год мы уже будем другими, мы созреем, окрепнем. В человеке сокрыта огромная сила, в нем ведь есть Дух Святой, Который управляет жизнью всякого человека. Он направит и твоего ребенка, и он найдет свой путь, не волнуйся.
Давайте же не воспринимать эти трудности очень близко к сердцу и не заболевать. Расслабьтесь немного, живите своей любовью. И помните, что вы начинали один, потом вас стало двое, то есть вы поженились, потом стало трое, когда родился ребенок, потом вас стало четверо, пятеро, сколько детишек вам дал Бог, а затем постепенно начинается обратный отсчет. Дети уходят из дому, распрямляют свои крылышки и улетают, женятся, и вот уже нас становится не пятеро, а четверо, трое, двое. А из двоих остается один. Потом не останется никого. Поэтому давайте говорить себе: «Я начинал один, создал семью с целью спасти свою душу, а не чтобы замучить свою жену, ребенка, и не чтобы контролировать другого и заставлять его делать то, что хочу. Я предоставлю ребенку самому пройти свой путь. Вопрос в том, что делаю я. Что происходит во мне».
У многих мужчин и женщин проблемы с психикой, и они набрасываются на детей, выходят из себя, кричат на них, бьют. Одна женщина мне искренне призналась на Исповеди:
– Отче, откровенно говоря, у нас дети хорошие. И муж хороший. Это у меня проблемы, и я срываюсь на детях. Когда у меня проблемы с психикой, с гормонами, болит голова, я бросаюсь на человека, который встает у меня пути. Хотя ребенок не виноват, это у меня проблемы. Когда я в хорошем настроении, то пусть хоть чашку разобьет, я только улыбнусь. Но когда в плохом, стоит его увидеть, я уже начинаю злиться. И думаю иногда: «Как хорошо, что у меня есть ребенок», – а в другой раз: «Зачем надо было его рожать!» Во мне есть и то, и то. Отче, может, я ненормальная?
Нет, это жизнь такая. Подумать мы можем всё что угодно. Наши помыслы – вы можете в этом убедиться – могут доходить и до высочайших вершин святости, и до мрачнейших глубин отчаяния. У нас такая жизнь, мы такие люди. Ты то радуешься, то в другой раз отчаиваешься. И мы будем оставаться такими, пока не созреем, не преуспеем, не станем такими, какими хочет видеть нас Бог, – более сильными и устойчивыми.
Постарайтесь еще понять поступки своего ребенка, т.е. почему он это делает, говорите с ним.
– Куришь! Ну, всё, с тобой всё ясно.
Но не надо обладать особой мудростью, чтобы понять, что он курил: от него пахнет табаком! Некоторые матери говорят:
– А ну-ка, дыхни! – чтобы посмотреть, курил ли он.
– Я его поймала, отче!
Молодец! Тебя надо устроить на работу в полицию. Неужели в этом всё твое достижение? Вопрос ведь в том, чтобы ему помочь. Ты это можешь?
– А чем я могу ему помочь? Сказала ему, что на обед отец придет домой.
Но разве это помощь?
– А что мне сделать?
Поговори с ним и скажи: «Дитя мое, что вынуждает тебя делать то, что ты делаешь? Зачем тебе нужен мотоцикл, чтобы гонять на нем со скоростью 200 км/ч? Почему ты хочешь отделиться от нас и жить один? Почему?»
Будем же доискиваться этого «почему». А за ним всегда стоит чувствительная душа. Плохих детей не бывает. Самые большие грехи совершаются очень хорошими людьми. Я говорю это о ваших детях, о которых вы иногда думаете: «Мой ребенок так запутался, он плохой!» Нет плохих детей. Я еще не видел ни одного плохого ребенка из всех, с кем говорил. А исповедовал я разных людей.
Пришел однажды ко мне человек издалека и рассказал об очень тяжелых проблемах в жизни. Я немного покопался в его ситуации, чтобы он сказал мне, как жил, через что прошел.
– Родители мои разведены. Отец меня материл, мать впуталась в одно дело.
И я говорил себе: «Ну, разве возможно было, чтобы этот молодой человек не запутался?» У каждого явления есть объяснение. Разве этот ребенок плохой? Неужели я назову плохим ребенка, который с малых лет прошел через столько испытаний?
Всем хочется понимания, любви, внимания и молитвы. Дай Бог, чтобы в вашей молитве была святость, которая изменит вашего ребенка. Сделает то, что сделал старец Паисий с одним молодым человеком, который был анархистом, ходил в цепях, рваных штанах, серьгах, во всех этих чудачествах. Пришел он к старцу Паисию и говорит:
– Отче, я погиб, – так он сказал ему. – Я гожусь только для ада!
Старец Паисий говорит ему:
– Ты очень хороший ребенок!
– Какое там «хороший ребенок»? Разве не видишь, какой я?
– Ты не то, что ты есть. Внутри, в душе, ты другой. Я о тебе помолюсь, и ты станешь самым лучшим на свете ребенком!
– Ладно, сделай это, и посмотришь.
Старец помолился. Молодой человек уехал в Салоники, и на другой день утром просыпается и чувствует что-то, как будто душа у него оцепенела: «Меня что-то преследует. Меня что-то окружает и не дает сделать плохое. Хочу сделать какое-нибудь зло – и не могу! Хотеть вроде хочу, а изнутри это не идет! Не хочу курить, не хочу сквернословить, не хочу шляться по ночам, не хочу делать порочных дел. Мне что-то препятствует, меня что-то окружает».
Что же его окружает? Любовь и молитва. А у нас есть такая молитва? Есть?
Молиться за детей – наша огромная ответственность. Когда мать и отец встают на колени (и ты, и я, разумеется, как священник, – но мы, к сожалению, этого не можем, этого не делаем, нет у нас такой силы), то следовало бы, чтобы ты помолился о ком-то, и тот в душе почувствовал, словно Бог прикасается к нему. А когда Бог прикасается к тебе, ты уже не можешь совершать ни грехов, ни пороков, ничего. Можем ли мы сделать это?
Можешь ли ты совершить чудо над своим ребенком? Вот в чем вопрос. А почему Бог не посылает нам чуда? Потому что у нас нет дерзновения и ревности, чтобы как следует испросить этого у Бога. Кто из вас молится на коленях, чтобы ребенок зашел и вдруг увидел, как ты говоришь: «Боже мой, я о ребенке своем молюсь!» Кто это делает? Напротив, у нас всегда можно увидеть ругань и ссоры – самое легкое; затрещины, побои, наказание. Это легко. Это делают все. А вот разговор – это трудно, и молиться трудно.
Молитесь же за своих детей, и увидите чудеса в семье. Так меняется жизнь – когда сердце соработничает Богу, а не спорами, ссорами, напряжением, нервами и криками. Так преображаются люди.
И давайте детям что-нибудь делать: приготовить простую еду, вынести мусор, – чтобы ребенок чувствовал, что делает что-то, – пусть сходит купит чего-нибудь. Пусть чувствует: «Родители уважают меня, в этом доме я тоже что-то делаю». Давайте настроим ребенка на эти занятия, которые по-хорошему изменят его жизнь. Те из вас, у кого есть сад, земля, хозяйство, – пусть ребенок помогает вам, пусть чувствует, что помогает матери, отцу, это очень полезно.
Где-то я читал, что ваши дети – не ваши. Вы им помогаете прийти к жизни, но происходят они не от вас, а от Бога. Вы однажды вечером обниметесь, и появится ребенок. Но разве вы его создали? Нет, это Бог вложил его в твое тело, дал ему душу, и получился ребенок.
Дети живут с вами, но вам не принадлежат, они не ваша собственность. Отдайте же им свою любовь, а не – насильно – свои идеи. Отдай ребенку любовь, но с уважением. Иначе когда-нибудь он выскажет тебе это. Выставит тебе счет, если сделаешь это насильно.
Попробуйте походить на них, но не желайте, чтобы они походили на вас. То есть старайтесь иметь невинное, чистое и искреннее отношение к ним. И не желай, чтобы ребенок стал таким, как ты, – если его вдохновишь, он сам станет таким. Поревнует тому, что есть у тебя.
А теперь немного прекрасного. Вы, родители, – лук, дети вылетят из вас вперед, как живые стрелы. Бог сильно натягивает вас, чтобы вы испустили Его стрелы, и они вышли в жизнь. Дети – стрелы, которые должны вылететь в пучину и красоту жизни.
Живите этим и помните, что у каждого человека свое, личное счастье. И если вы станете святыми родителями, это будет наилучшим подарком, который вы можете сделать своим детям. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Оставь своему ребенку, как наследство, как завещание, как богатство, свою святость и духовность. Она никогда не потеряется, она перейдет в его гены, кровь, душу». И дети будут говорить о вас: «Наши родители были удивительно хорошими, красивыми людьми!» И если вы живы, скажут вам это, а если нет, будут ублажать вас и помнить всегда. Это замечательно.
Я восхищаюсь вами: пришел подать вам чашу свежей воды с того берега, на котором стою, а вы утопаете в волнах, в соленой воде житейских треволнений, но вы достойны восхищения! Ибо тем из вас, кому удастся сделать свою жизнь такой, какой ее хочет видеть Бог, будет великая награда, большая, наверно, чем нам, монахам, не несущим бремя ответственности за семью. Поэтому в «Лествице» святой Иоанн Лествичник и говорит, что кто женится, тот всё равно что бежит с цепями на ногах. Это тяжело, потому что я, монах, бегу один, ноги у меня свободны, а вы несете на плечах и свое «я», и супруга, и детей, и общество, всё. Это очень трудно.
Молю Бога о том, чтобы вы ощутили радость в своей семье, чтобы гордились тем, что делаете, наслаждались этим и, молитвами всех святых и преподобных отцов, продолжили вести житейскую борьбу, чтобы достигнуть того места, где мы все реально будем возлюбленными братьями и чадами Божиими!