Митрополит Афанасий Лимассольский
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:4). Однако очень часто наша лень и привязанность к страстям не дают Ему приблизиться к нам — мы зажмуриваем глаза, затыкаем уши. Человек, порабощенный страстями, не может по-настоящему хотеть избавиться от греха.
Если влияние страсти вдруг в какой-то момент уменьшается и узы греха ослабевают, я могу даже каяться, искренне говоря: «Прости, больше не буду», — но на самом деле, в глубине души, мне совсем не хочется убежать от этого греха. Давайте представим: если бы Господь внезапно явился перед нами и сказал: «Хочу освободить тебя от мучительной страсти! Ты согласен?» — каким был бы наш ответ? — «Хочу, конечно! Но… эта страсть мне нравится».
Грех привлекателен. Мы сластолюбивы, мы любим грешить и прилепляемся ко страстям всем сердцем. В этом заключается болезнь греха: он порабощает нашу душу, и потому сбежать от него очень трудно. Но когда человек действительно возненавидит грех и всем сердцем возжелает освобождения — Бог непременно освободит его. Так что мы не в силах избавиться от терзающей нас страсти только потому, что наслаждаемся ею.
Страсть удовлетворяет нас — и сейчас я говорю не только о плотских страстях. Любая страсть рождает в человеке сластолюбие, поэтому так трудно от нее оторваться. Кто из нас, к примеру, хотел бы стяжать подлинное смирение? Мы все говорим, что хотим, но когда наступает «подходящий» момент и выпадает чудесная возможность втоптаться в землю — это нам оказывается трудновато.
Вспомним встречу Господа с самарянкой. Господь присел у колодца Иакова, чтобы немного отдохнуть, а еще — чтобы встретить самарянку, которая должна была прийти сюда за водой. Как рыбак, Он ждал «улова», зная наперед всю жизнь этой женщины, которая пять раз была замужем, и теперешний муж не был ее мужем. Однако она обладала благим расположением — поэтому Господь пожелал встретиться с ней, чтобы освободить от оков греха. И самарянка впоследствии стала Его апостолом, мученицей и святой. Вот как Евангелие рассказывает об их встрече:
«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4:7-9).
Евреи действительно в те времена избегали общения с иноплеменниками, полагая, что даже разговор с ними оскверняет иудея. Здесь, кстати, уместно вспомнить один миф, бытующий сегодня в определенной среде — о том, что, поскольку в Евангелиях нет информации о жизни Христа с двенадцати до тридцати лет, можно предположить, будто этот период Он якобы провел за пределами Израиля.
Но если бы это действительно было так, иудеи никоим образом не приняли бы Его или, по крайней мере, постоянно попрекали бы Его тем, что Он пришел «от язычников», с чужими традициями, культурой и религией. Эту заповедь евреи соблюдали настолько тщательно, что, даже просто оказавшись рядом с язычником, должны были после этого непременно совершить омовение. Не знаю, делают ли иудеи это сейчас, но тогда — да. И никаких сношений с неевреями у них не было и быть не могло — чтобы не смешаться с язычниками и не утратить свою веру.
Но вернемся к евангельскому повествованию: «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10-14).
Эти слова Христа находят подтверждение в душе каждого, кому довелось испить такой воды. Всегда были и есть люди, вкусившие Божественную благодать, благодать Святого Духа. И, возрождаясь во Христе, они не только чувствуют полноту бытия, но и оделяют полученной благодатью тех, кто рядом, потому что благодать — это и есть живая вода, которая, изливаясь из сердца праведника, насыщает всех.
Вспомним апостолов, которые, будучи неграмотными рыбаками, благодатью Божией стяжали премудрость — не мирскую, а Божественную, — и привели ко Христу множество людей. И сегодня можно встретить таких, кто, не обладая по земным меркам выдающимися знаниями и талантом, приводит тысячи людей к Богу.
Старец Порфирий, например, даже не закончил школу, — но каким великим святым он стал еще при жизни! А сколько благодати и чудес изливается по его молитвам сейчас, когда он пребывает в селениях райских! И благодаря его заступничеству, благодаря словам, оставшимся после него, мы непрестанно получаем свидетельства о том, что Христос ныне и вовеки Один и Тот же.
А старец Паисий? Он тоже не окончил школу, но при этом высоко ценил образование, так что когда какой-нибудь молодой человек просил у него благословения бросить университет, он с улыбкой отвечал ему:
— Доучись, сынок!
— Но мне так это надоело – не могу больше, хочу бросить!
— Не надо! Неправильно это — бросать учебу.
— Брошу все равно!
— Не бросай. Если бы в свое время я послушал маму и не бросил школу, то сейчас не делал бы ошибок в письмах!
И тем не менее, этот человек без школьного образования помог множеству людей, и сейчас по его молитвам, благодаря любви к Богу и прижизненному подвигу поста и молитвы, Господь попускает совершаться чудесам, через которые тысячи людей получают утешение и облегчение. А книги, написанные со слов этих старцев, сегодня переведены на множество языков и читаются во всем мире. Вот как много может сделать неграмотный, с мирской точки зрения, человек, без аттестата, без диплома и прочих достижений, ставший, тем не менее, светом разума для вселенной!
Ведь по сути, единственное, чего не хватает нам всем в этой жизни, — Господь наш Иисус Христос. Если мы внимательно приглядимся к себе, то поймем, что это именно так. Как говорил старец Паисий (была у него такая игра слов): «Если у тебя скорбь (греч. λύπη) — значит, тебе Христа не хватает (греч. λείπει)». Тяжело, грустно, это не так, то не так, уныние, усталость, хочется уйти, закрыться в комнате и сидеть в одиночестве — знакомые чувства? И все чего-то не хватает. Страсти давят, душат нас, мешают душе жить и радоваться, унижают и посрамляют нас.
Почему все это происходит? Потому что в нашей жизни мало Христа, Его присутствие почти не ощущается. Если бы Он жил в нас, если бы мы пили живую воду Его бытия в нашем сердце, нам бы никогда не хотелось пить, и не только мы бы утолили свою жажду, но и все вокруг нас.